Крис - культура

нет голосов

Различные способы ношения криса в яванской культуреКрис носили на специальных церемониях как семейную реликвию, передаваемую последовательно через поколения. На церемониях крис могли носить представители обоих полов (у женщин были кинжалы меньшего размера). Богатая духовность и мифология развивались вокруг данного оружия. Крис использовался в качестве талисмана с магической силой, как оружие, являлся священной реликвией, вспомогательным инструментом для моряков, как аксессуар в парадной одежде, индикатор социального статуса, символ героизма и т.д.

В яванской культуре крис почитается как tosan aji (яванск. "оружие как священная реликвия"). У криса, как считается, есть способность вселить отвагу и храбрость его владельцу, эта особенность известна как piyandel на яванском языке, что означает "добавлять уверенность в себе". Дарование криса или копья с наконечником из криса яванским королем дворянам или их подданным символизировало уверенность царя в его людях и считалось большой честью. Во время яванской свадебной церемонии крис обязательно украшали цепочками из жасминовой цветочной композиции в качестве важной части уборов свадебного костюма яванского жениха. Добавление жасминового элемента вокруг криса предназначалось как символ спокойствия, чтобы человек легко не выходил из себя и не был сердитым, жестоким, жестоким, слишком агрессивным, тираничным и оскорбительным.

Изготовители криса делали больше, чем просто ковку оружия, они выполняли старинные ритуалы, которые могли вселить в лезвие мистические силы. По этой причине крис считается почти живым, потому что может быть сосудом для духов, добрых или злых. Легенды рассказывают о крисах, которые могли двигаться по своей собственной воле и убивать людей по собственному желанию. Некоторые крисы, по слухам, встают вертикально, когда хозяева называют их истинные имена. Так же рассказывалось, что некоторые крисы могли предупредить пожары, смерть, сельскохозяйственные беды и множество других проблем. Кроме того, они также могли приносить счастье, такое например как обильные урожаи. Многие из этих верований были высказаны различными людьми, владеющими крисами. Например, есть тип криса на Яве, который называли Beras Wutah, который, как полагали, предоставил его обладателю легкую жизнь без голода. Подобные крисы были главным образом предназначены для государственных служащих, которые были обеспечены полностью или частично продовольствием, таким как рис.

Есть несколько способов проверить, приносит ли удачу ли крис или нет. Ряд разрезов на листе, в зависимости от ширины лезвия и других факторов, мог бы определить, хорошим был клинок или плохим. Кроме того, если бы владелец спал с клинком под подушкой, то дух криса общался бы с владельцем через сон. Если у владельца был дурной сон, лезвие было невезучим и отвергалось человеком, тогда как, если владелец видел хороший сон, кинжал приносил удачу. Однако просто потому что крис был плохим для одного человека, не означало, что оно станет плохим для другого. Между оружием и его владельцем необходима гармония. Поскольку некоторые крисы считаются священным и, как предполагается, обладают волшебными свойствами, необходимо было совершить определенные обряды, чтобы избежать рока злой судьбы, которая является причиной многих войн. Для этого часто делали подношения крису в храмах. Существует также мнение, что если указать крисом на человека, то он скоро умрёт, поэтому практикующие силат (боевое искусство Малайского архипелага) перед демонстрацией кинжала касаются остриём земли таким образом, чтобы нейтрализовался этот эффект. В танце баронга на Бали есть момент, в котором злодей Рэнгда зачаровывает солдат Эйрлэнгги, чтобы те совершили самоубийство, в то время как другой колдует их неуязвимость к острому оружию. В трансе танцоры наносят удар себе в грудь их собственным крисами, но остаются невредимыми.

В нескольких народных сказках (связанных с историческими фигурами) упоминают легендарные крисы, которые обладают сверхъестественными силами и экстраординарными способностями. Большая часть волшебных крисов имеет яванское происхождение, в то время как сказки происходят из яванской древней рукописи, "Бабад" (Яванские хроники) и "Малайские родословия" Малайзии.

Крис Мпу Гандринга

Одна из самых известных легенд из Явы известна из Пара-Рэтона (Книги Королей). Она описывает легендарного кузнеца по имени Мпу Гандринг и его нетерпеливого покупателя, Кена Арока, с которыми случилась история, во времена королевства Кедири, в 13-м веке. Клиент заказал крис, чтобы убить могучего атамана Тумапелов, Тунггула Аметунга. В конечном счете, Кен Арок убил старого кузнеца, потому что тот слишком долго задерживал окончательное изготовление криса. Умирая, кузнец проклял крис пророчеством, что незаконченный или неполноценный крис убьет семь мужчин, включая Кена Арока. Кен Арок использовал проклятый крис Мпу Гэндринга чтобы убить Тунггула Аметунга, после чего умело возложил вину на Кебо Иждо и построил новое королевство Сингазари. Пророчество же осуществилось с четырьмя мужчинами, в списке погибших от криса, включая самого эмпу Гандринга, были убиты Тунггул Аметунг, Кебо Иждо, которому Кен Арок предоставил оружие, и наконец сам Кен Арок. После чего незаконченный крис исчез.

Другая версия рассказа предполагает, что крис передал Кену Ароку пасынок Анусапати, который в свою очередь убил своего отчима после того, как узнал, что его подлинный отец был убит Кеном Ароком тем же крисом. Кровавая распря продолжалась дальше и дальше до царствования Кертанегара, последнего короля империи Сингосари.

Крис Таминг-Сари

Таминг-Сари ("цветочный щит") является одним из самых известных крисов в Малайской литературе, который, по приданиям, был так искусно обработан, что любой владеющий им был непобедим. В некоторых версиях легенды оружие предоставило его владельцу физическую неуязвимость. Началом легенды были времена падения империи Маджапахит и подъем Малаккского султаната в 15-м веке. Книга Тон Сри Лананг (Малайская родословная)  говорит, что это оружие изготовил яванский эмпу и сначала его использовал чемпион Маджапахита, пендекар по имени Таминг-Сари. Он был побежден на дуэли адмиралом Ханг Туэ, после чего король Маджапахита презентовал оружие победителю.

После доноса ревнивого чиновника, Ханг Туэ был приговорен к смерти, но ему удалось бежать и скрыться с помощью министра, который знал правду. Крис Ханга Туэ получил название "Лаксамана" ("адмирал") и был передан его товарищу Хан Цзэбату. Разъяренный тем, что лучший друг был несправедливо предан, Хан Цзэбат восстал против королевской власти и силой взял дворец. Отчаянный правитель Мелаки простил министра с условием, чтобы его вернули обратно на трон. Обученные одним и тем же тем же мастером с детства двое друзей были почти равны по силе, но Туэ был всё же более сильным бойцом. Тем не менее, даже после долгой битвы во дворце, Туэ не мог победить соперника, потому что крис Таминг-Сари усиливал оппонента, чем сравнивал шансы на победу. Только забрав оружие обратно Ханг Туэ сумел нанести смертельный удар Хану Цзэбату.

Крис Сетэн Кобер

Другая яванская народная история рассказывает об Арье Пенэнгсэнг, могущественном наместнике короля (adipati) султаната Демак, который был убит его собственным крисом под названием Сетэн Кобер ("Дьявол из могилы"). Выкованный  Баю Аджи из королевства Паджаджаран, и имевший 13 лук (изгибов) на лезвии. Перед завершением изготовления, когда эмпу пытался придать оружию с духовную силу, кузнец был взволнован кричащим демоном (джином) из кладбища. В результате, кинжал стал обладать большой силой, но у него была темпераментная, злая природа, которая заставила владельца быть чрезмерно амбициозным и нетерпеливым.

История произошла в 16 веке, во время падения Султаната Демак, что заменил Маджапахит на Яве. Сетэн Кобер благополучно хранится Сунэном Кудусом, как одна из девяти мусульманских святынь Явы. Однако, Сунэн Проото, сын принца Тренгганы и внука Рэдена Пэты, украл его и использовал, чтобы убить дядю Рэдена Кикина у реки. С тех пор Рэден Кикин также упоминается как «Секар Седа Лепен» (цветок, который упал у реки). Рэден Тренггана в последствии стал султаном и позже, после его смерти, был заменен Сунэном Проото. Сын Кикина, Арья Пенэнгсэнг из Джипанг с помощью учителя, Сунэна Кудуса, отомстил, послав убийцу, избавиться от Проото, используя крис Сетэн Кобер. Младшая сестра Проото Рэту Кэлиньямэт, хотела отомстить Пенэнгсэнг, так как Пенэнгсэнг убила своего мужа. Она убеждала своего родственника со стороны супруга(-и) брата, Хадивиую (Джоко Тингкир) правителя Паджанг, убить Арью Пенэнгсэнг. Хадивиая послала приемного сына и также его родственника со стороны супруга(-и) сына Сутавиую, который позже станет первым правителем династии Матарама. Во время боя, Сутавиуя нанес удар Пенэнгсэнг копьем Кьял Плеред прямо в живот. Арья Пенэнгсэнг купался в  собственной крови, и его кишечник свисал с его раскрытого живота. Однако, из за того что Арья Пенэнгсэнг был могущественным борцом, который обладал aji  или kesaktian (духовной силой), он продолжал биться с открытой раной на животе. Он обматал свисающий кишечник на своей рукоятке криса, и продолжал бороться. Пытаясь напасть на противника, опрометчиво, из за сильного и нетерпения Пенэнгсэнг вынул Стен Кобер из своих ножен, по оплошности  разрезал собственный кишечник, и наконец-то умер.

Яванская традиция наматывания жасминовых гирлянд вокруг рукоятки криса, особенно криса жениха во время свадебной церемонии, как говорят, происходит из этой истории. Это должно символизировать, что жених не должен быть беззаботным, легко сердится, выказывать нетерпение и оскорбления как Арья Пэнэнгсэнг. Как символ, крис обмотан цветочной гирляндой в виде жасминовой цепи, которая напоминает кишечник. Жасмин должен символизировать священность, терпение, изящество, смирение, доброту и благосклонность, качества отсутствовавшие у Пэнэнгсэнга. Однако другой источник утверждает, что фактически Сутавиая восхищался боевым настроем Пенэнгсэнга, который все еще сопротивлялся, хотя его кишечник намотался вокруг криса. Впечатленный делом Пенэнгсэнга, позже он приказал, чтобы его потомки мужского пола выполнили данный шаг, украсив крис "кишечником", сделанным из цепи жасмина, как символ храбрости и мужества. История Арьи Пенэнгсэнг вдохновила артистов на постановку в яванской драме Кетопрак.

Крис как символ

Печально известное помахивание Хишэммаддином Хуссейном крисом, как символ малайского превосходства на Объединенном малайском Ежегодном общем собрании Национальной организации 2005 годаВезде на архипелаге крис является символом героизма, боевого мастерства, силы и власти. Как культурный символ, тщательно украшенный крис представляет собой изысканность, искусство и красоту, являясь гордостью и дорогой собственностью его владельца. Однако, как оружие, кинжал связан с насилием, смертью и кровопролитием. Видимо по этой причине, хотя крис широко распространен в Яванской культуре, он не используется, чтобы символизировать данную культуру или величие, поскольку яванская традиция способствует гармонии и препятствует прямой конфронтации (как следствие отсутствие ножей на индонезийских обеденных столах). Это также объясняет, почему яванцы традиционно носят крис на спине, чтобы символизировать насилие как последнее средство. Однако в других частях архипелага, от Суматры до Малайского полуострова и на Сулавеси, крис носят на передней или левой стороне бедра.

Крис изображен на различных флагах, эмблемах и логотипах, таких как Султанат Матарама, Островная Область Риау, Теренггану и Селангора. Прежняя эмблема Сиама использует крис, чтобы символизировать южные территории. Его можно увидеть на лицевой медно-цинково-оловянной монете в 1 малайзийский ринггит с рисунком сонгкет на заднем плане. На монете достоинством в 1 цент 1962г. Малайи и Британского Борнео также изображены пара скрещенных крисов.

После провозглашения независимости Малайзии, крис стал чем-то вроде символа малайского национализма. Он по-прежнему рассматривается некоторыми как символ политической концепции малайского доминирования (Ketuanan Melayu), учения о том что малайская раса является доминирующей на своей родине. Крис так же был включен в Sang Saka Bangsa (официальный флаг Соединенной малайской национальной организации).

На Филиппинах, крис (калис) является символом культуры Моро, а также сопротивления испанскому владычеству и влиянию. Он располагается на флаге «Фронта национального освобождения Моро», который стал официальным флагом для недолгой Республики Бангсаморо. Крис также включен в исторические флаги султаната Сулу.

Статьи: