Европейские шлемы Бронзового и Железного веков с рогами известны по нескольким сохранившимся описаниям, и по еще меньшему количеству находок. Подобные шлемы с установленными на них рогами животных (либо их копиями), вероятно, использовались в религиозных церемониальных или ритуальных целях.
Рогатые шлема в доисторической Европе
Две бронзовые статуэтки, датированные началом 12 века до н.э., так же называемые «рогатый бог» и «отлитый бог», изображающие божества, одетые в рогатые шлемы, были найдены в Энгоми (Кипр).
Два бронзовых рогатых шлема из позднего Бронзового Века (датированные приблизительно 1100-900 гг. до н.э.) были найдены около Вексо (Дания) в 1942 г.
До-римский кельтский церемониальный бронзовый шлем с украшениями, выполненными техникой металлопластики в кельтском стиле «la tene», датированный приблизительно 150-50 гг до н.э., был найден в реке Темза (Лондон, Англия). Он имеет абстрактные прямые конические «рога», отличающиеся от рогов на более ранних находках. Поздние галльские шлема (примерно 55 год до н.э.) с маленькими рогами и украшенными изображением колеса, напоминают комбинацию рогатого шлема и колеса на пластине "С" с котла из Гундеструпа (приблизительно 100 год до н.э., Дания), найденного в Оранже (Франция).
Рогатые шлема в Эпоху Великого переселения народов
Изображенные на Триумфальной арке Константина в Риме, открытой в 315 году н.э. германские солдаты, иногда называемые «рогатыми», показаны одетыми в шлема с рогами. На барельефе, изображающем Битву за Верону (312 год), эти солдаты стоят в первых рядах, а на барельефе, изображающем Битву у Мульвийского моста, они изображены сражающимися с лучниками.
Изображение на штампе периода Великого переселения народов (5 век) из Эланда (Швеция), показывает воина в шлеме, украшенном двумя змеями или драконами, размещенными наподобие рогов. Декоративные пластины шлема из Саттон-Ху (курганный некрополь восточнее Вудбриджа, графство Саффолк, Англия) содержат изображение танцующего человека с копьем, одетого в рогатый шлем. Штампы для выбивки декоративных тарелок подобного типа были найдены в Торсланде (Швеция). Гравированная застежка ремня, найденная в могиле 7 века в Финглшаме (Англия) в 1965 году содержит изображение обнаженного воина, стоящего между двумя копьями и одетого в рогатый шлем.
Существуют некоторые доказательства продолжения традиции использования рогатых шлемов в культовых целях в эпоху викингов: иллюстрация на гобелене, найденном в Осебергском погребальном корабле эпохи викингов, и изображение на амулете, найденном в Уппланде (Швеция).
Рогатые шлема в Средневековье
В течение средневековья причудливые головные уборы стали популярными среди рыцарей, особенно на турнирах, в знак каких-либо достижений, или в изображении некоторых гербов, таких как герб Лазаря Хребеляновича (правитель Сербии, 1370-1389 гг.), изображавших рогатые шлемы, но эти шлема редко встречались на полях сражений. Иногда утверждается, что шлемы Железного века не носились непосредственно в бою вследствие значительного стеснения ими движений владельца. Однако, непрактичные украшения доспехов носились на полях сражений на протяжении всей истории. Шлемы с большими рогами были особенно популярными у рыцарей Тевтонского Ордена во время их Восточной кампании в целях запугивания противников.
Популярные ассоциации рогатых шлемов в викингами
Церемониальное использование рогатых шлемов в течение германского Железного века продолжалось до 7 века, и могло пересекаться с ранней эпохой викингов. Но не существует доказательств того, что рогатые шлемы использовались на полях сражений на протяжении всей эпохи викингов.
Однако массовая культура прочно связала рогатые шлемы с воинами викингов. Эта популярная ассоциация возникла вероятно в 19 веке в шведском романтизме, возможно из-за неверной трактовки изображений Бронзового Века.