Акрафена - это меч народности ашанти (из одноименного королевства Ашанти), первоначально использовался в военных целях. Так же является неотъемлемой частью геральдики ашанти. Наиболее ярким примером акрафены является Мпомпонсуо (что переводится как "ответственность"), принадлежавший Opoku Ware II (пятнадцатому ашантихене - абсолютный монарх королевства Ашанти). Этот меч сохранился до наших дней, и до сих пор иногда используется в некоторых церемониях, к примеру на фестивалях «Одвира».
Экспертное использование акрафены является боевым искусством. Этот меч применяют в рукопашных боях в сочетании с ножами или импровизированным оружием. В техники работы с акрафеной входял всевозможные болевые приемы, захваты и приёмы для разоружения. Боевое искусство с использованием акрафены является национальным видом спорта в Ашанти и соседних регионах.
Конструкция
Этот меч состоит из трех частей: металлического клинка (обычно железного), рукояти из резного дерева или металла и ножен, как правило, из кожи животных.
На клинке в ритуальных экземплярах может и не быть острых режущих кромок. На полотне зачастую находятся надрезанные линии или символические узоры ашанти, которые являются определенными сообщениями. В некоторых репликах существуют двойные (афената) или тройные (мфенаса) клинки.
Рукоять может быть обернута сусальным золотом с различными символами ашанти. Кроме того, на рукояти так же могут быть вырезаны традиционные символы народа ашанти.
На ножнах может быть нанесено теснение, так же содержащее символы, относящиеся к данной народности. Эти символы передают определенные выразительные сообщения. Например, меч Мпомпонсуо ("ответственность") имеет тиснение в виде спиральной змеи с птицей во рту. Подобный символ используется для напоминании о терпении, осторожности и осмотрительности.
Типы акрафен
Традиционно существует пять типов мечей ашанти, некоторые из которых более известны, чем другие.
Есть два основных типа мечей-регалий вождей ашанти: длинный меч (афенатин) и короткий меч. У афенатина обычно нет ножен. Однако он увенчан символом ашанти Адинкра. В качестве короткого меча может быть использована акрафена или нсуафена (так же иногда называемый акрафена).
- Акрафена: используется в войнах и различных ритуалах Ашанти, как церемониальный символ. Акрафену во время дипломатических миссий может перевозить с собой по региону Ашанти королевский посол. Когда королевский посол перевозит эту дипломатическую акрафену, информация, связанная с поездкой, передаётся в виде тиснения на ножнах.
- Нсуафена: используется в политической церемонии города-государства Ашанти. В церемонии происходят принятие присяги королем и принятие присяги на верность императору-королю Ашанти подданными.
- Афенатин: используется людьми Ашанти как военное оружие, для "поражения сердец противников". На клинках афенатинов изображают: акома (сердца), денкием (крокодилов), акума (топоры) и санкофа (птиц).
- Афенанта: «меч с двойным клинком», используемый людьми ашанти в бою для подрезания связок и сухожилий противника. На клинке афенанты так же выбивают изображения денкием и санкофа.
- Мпомпонсуо: меч мпомпонсуо символизирует: ответственность, власть, верность, храбрость и авторитет.
Мечи мпомпонсуо используется людьми ашанти во время принятия присяги. Подданные других народностей так же используют мпомпонсуо в ритуале присяги на верность к ашанти. Мечи мпомпонсуо являются одними из главных государственных мечей региона ашанти. Эти мечи были созданв во время правления Нана Опока Варе I (1731 – 1742 гг.), и является основным примером дизайна для остальных подобных мечей.
Акрафена как оружие
История
Королевство Боно (10 век н.э.) и имперские штаты Ашанти (13 век н.э. до 21 века)
В королевстве Боно в течение 10-15 веков длинные мечи использовались главным образом кавалерией, либо же командирами ашанти, но не пехотой. В 16 веке и во времена Денкиры, Акьема и Акваму в сухопутной войне обычно участвовали пешие копейщики и лучники, а так же конные лучники (использовавшие длинные луки) и конные мечники, в основном с двуручными мечами. Мечи не являлись основным оружием для всех воинов народа ашанти, однако с помощью них совершались ударные атаки, либо отражалось нападение в ближнем бою. Ранние клинки были тяжелыми, так как изначально их изготавливали из бронзы, и только в более поздние периоды их стали выковывать из железа. Навершия, часто сулавесские, использовались в качестве противовесов. Короткие мечи, возможно, использовались в наступательных операциях, поскольку владельцы коротких мечей были полностью облачены в доспехи и носили с собой щиты.
Мечи народности ашанти (акрафены) с деревянными или металлическими эфесами, украшенными золотом, фигурируют в регалиях придворных тех мест с 17-го века нашей эры. Мечи народности ашанти использовались во время войн с 17-го века. Ашанти были вовлечены в серию военных конфликтов с 18-го века нашей эры между вооруженными силами города-государства Ашанти и африканскими государствами, а так же европейскими государствами, вплоть до 20-го века.
В 21-м веке эти мечи, в основном, использовались ашантисами для самообороны, "мечи войны" ашанти в основном использовались для ведения боевых действий в регионе на суше.
Во время Империи Ашанти мечи также имели свою иерархию, в зависимости от того, кто ими владел, и какова была их цель. Самый высокий рейтинг был у мечей, известных как «мпомпонсуо», что буквально означало «ответственность». Существует только два таких меча, ими обладали два телохранителя короля, они носили дворянский титул Анкобии и всегда стояли по обе стороны от монарха.
Военные мечи и щиты ашанти в XXI веке: изменение потребностей и тактики
Ашанти акрафена ("меч моей души"), обычно использовали асафосы (традиционные группы воинов в культуре Акан). Не было никакой реальной причины держать эти мечи на боку, поэтому воины привязывали их к своим спинам, когда путешествовали по тропическим лесам города-государства Ашанти. В этих путешествиях воины также использовали другое оружие, к примеру, копья или луки. Мечи ашанти являются, в первую очередь, одноручными, хотя для более мощных ударов могли использоваться и две руки. Техники владения мечами ашанти, как правило, сходны с аналогичными техниками владения полуторным мечом.
Акрафена как национальный символ Ашанти
Акрафена также является национальным символом Ашанти, принятым императором-королем города-государства «Ашанти Асантихене Опоку I» в 1723 году. В этом контексте он известен как «Акофена».
Геральдическое описание
Герб: Акрафена выставляется на церемонии восхождения императора. Нсуафена используют в политической церемонии принятия присяги королем и в клятве верности подданными городу-государству Ашанти. Акрафена также может передаваться в качестве геральдического символа эмиссарами (послами) короля императора Ашанти в дипломатических миссиях города-государства Ашанти. В таких ситуациях значение, связанное с символом, выбитым на ножнах, передает смысл миссии. На клинках подобных мечей изображают акома (сердце), денкием (крокодил), акума (топор) и санкофа (птица).
Акрафена является национальным символом Ашанти:
- Акрафена является известным символом Ашанти в 18, 19, 20 и в 21 веках;
- Акрафена, как национальный символ Ашанти, имеет символизм: мужества, доблести и героизма.
История
Меч «Ашанти Акрафена», как национальный символ города-государства Ашанти, использовался Асантини при принятии присяги правителю города-государства Ашанти. Оманхене (традиционный высший правитель) использовал меч Ашанти Акрафена, чтобы дать присягу на верность королю. Меч Ашанти акрафена является одним из четырех главных государственных мечей города-государства Ашанти. Этот меч был создан асантехене Нана Опоку Вэйр I (1731 – 1742 гг.) и является ярким примером акрафены. Мечи мпомпонсуо символизируют ответственность, власть, верность, храбрость и авторитет.
Акрафена в боевых искусствах
В городе-государстве Ашанти есть руководства школ прошлого, в которых описываются приемы для воинов использующих акрафены. В этих школах существовали реальные техники использования данного оружия.
Считается, что основные техники начинались с 20 боевых поз. Воины прошлого Ашанти, практиковавшие работу с акрофеной, держали меч одной рукой, а ножны другой и обычно использовали отвлекающие манёвры, после которых смертельно поражали противника или выводили его из строя. Основы боевых приемов схожи отчасти с техниками «арнис» (национальный вид спорта и боевого искусства Филиппин), а так же со стилем рукопашного боя Вин Чунь.
Акрафоконму
Первые европейские дипломаты побывавшие в городе-государстве Ашанти рассказывали о великолепных экземплярах придворных регалий при дворе Асантехене в Кумаси. Природные золотые ресурсы региона сделали людей Ашанти богатыми, и придворные регалии, которые состояли из знатного текстиля (кенте), а так же поделок из слоновой кости и золота, отражали высокий уровень мастерства местных ремесленников.
Акрафоконму (щит Ашанти) изготовлен из железа с литыми элементами из золота. Крепления акрафоконму устроены наподобии носимых на шее амулетов, отвечающих за ритуальное очищение души по этому люди, в таком же качестве, могли носить этот щит на шее. Ашанти называют щиты «Акрафоконму», что обычно переводится как «диски для душ» или «знаки очищающие душу».
Конструкция этого щита в форме круга была обозначена как «nkwantaanan» («четыре» «пути» или «дороги»). Перекресток (схождение путей в середине щита) считался местом духовного и культурного значения.
Комментарии
Добавить комментарий