Кнобкиера

средний рейтинг: 5 (3 голосов)

Несколько кнобкиер племени Зулу Кнобкиера (также есть варианты произношения кнобкерра, кнопкири или кнобкерра), является видом булавы, используемой в основном в Южной и Восточной Африке. Как правило кнобкеры имеют большую набалдашину на одном конце и могут быть использованы для броска по животным во время охоты, или для ударов по голове врага. Кнобкиеры вырезают из веток, достаточно толстых, чтобы получилась набалдашина, остальное, до низа, урезают, чтобы создать рукоять. Для усиления боевого воздействия в конструкции иногда используются металлические вставки.

Название происходит от африканского слова "knop", означающего "набалдашина" или "мяч" и слова «kierie», что означает "трость". Данное название было так же распространено на аналогичное оружие, используемое уроженцами Австралии, островов Тихого океана и других мест.

Кнобкиеры были незаменимым оружием в войнах как в Африке, так и за её пределами. В Африке оружие нашло особое применение среди южных племен нгуни, таких как зулу (iwisa) и коса. За пределами Африки британцы во время Первой мировой войны называли свои траншейные дубинки «кнобкьери», хотя их форма часто не была традиционной для этого типа оружия. Кнобкиеры упоминались в «Безлюдной земле» поэтом Зигфридом Сассуном, о чём писалось в трилогии Шерстона, его псевдонимной автобиографии.

В эпоху апартеида в Южной Африке кнобкиеры часто носили и использовали протестующие, а иногда и противостоящие им полицейские.

Кнобкиеры по-прежнему широко распространены, особенно в сельской местности, в то время как в мирное время они служит в виде трости, иногда декоративной. Кнобкиеры находятся на текущем гербе Южной Африки и на ордене Менди «за храбрость». Кнобкиеры можно разглядеть так же на флаге Лесото 1987-2006 годов, на Гербе Лесото с момента ее независимости в 1966 году, на гербе Республики Сискей.

Использование народом сото

В народе сото кнобкиеры известны как "моламу", это палка или киера (в Африке) может быть использована как посох или же в качестве альтернативы как оружие. Моламу - палка, изготовленная из дерева маслины африканской. Это боевая палка, которую носят мужчины или мальчики со времени полового созревания.

Практическое использование

Моламу символизирует власть и готовность поразить врага. Моламу символически используется, чтобы «ломать», «защищать», «судить» и «исправлять» социальную несправедливость.

Инициирование

Моламу является показателем статуса взрослого мужчины наряду с "seana marena" (символическим одеялом) и является визуальным выражением как практических, так и эзотерических идеалов народа сесото. Моламу является признаком мужественности, все посвященные мужчины несут его по возвращении из «lebollo la banna» (идентификация мужественности). Моламу традиционно передаются из поколения в поколение, когда люди проходят посвящение. Моламу используется, чтобы объявить бадимо (предкам), что молодой человек вернулся из своего посвящения, и заручается их поддержкой и благословением. Моламу выставляют на показ, пока посвященные поют «дитоко», при этом глаза певца пристально смотрят на него. Моламу также используется для обучения посвященных методам «ho ya ka lanwa», что являются историческим боевым искусством сесото.

Современное использование

Взрослый мужчина сесото, после публичного представления, посвященного в качестве действующего члена общества, обычно хранит моламу под потолком дома, что представляет собой физическое присутствие незримого духа.

В современной южной части Африки также можно найти декоративные вариации моламу, которые несут новые посвященные после возвращения в свои дома. Они служат аксессуарами для значительно украшенных нарядов, которые носят молодые люди в знак празднования ещё нескольких недель после их возвращения. Также подобные  декоративные вариации моламу, в равной степени, выражают празднование вновь обретенной взрослой жизни, привлекая внимание к посвященным.