Ваджра

средний рейтинг: 4.9 (8 голосов)

Тибетская ваджра Ваджра является оружием, используемым в качестве ритуального объекта. Символизирует два свойства: алмаза (неразрушимость) и молнии (непреодолимую силу), на санскрите к этому слову относятся оба значения. 

Ваджра - это, по сути, тип булавы с ребристой или сферической головкой. Могут встречаться набалдашины в форме шара или форма головки может быть в виде отдельных остроконечных секций, которыми можно нанести удар. Ваджра является символическим оружием индийского ведического дождя и божества грома Индры, используется в традициях дхармы буддизма, джайнизма и индуизма, часто представляющих твердость духа и духовную силу. Согласно индийской мифологии, ваджра считается одним из самых мощных видов оружия во вселенной. Использование ваджры как символического и ритуального инструмента распространилось через индуистскую религию в другие части Азии.

Этимология

Согласно Аско Парполу (финский индолог, профессор в отставке Хельсинкского университета), санскритский vajra- и авестийский vazra- оба объекта относятся к оружию Божества, и, возможно, берут своё начало от прото-индо-европейского корня *weg'- , что означает «быть (становиться) мощным» Это связано с прото-финно-уральским *vaśara, означающим «молоток, топор», но оба производных варианта из санскрита и финно-угорских языков, вероятно, прото-арийские или прото-индо-арийские, но не прото-иранские, состояние Парпола и Карпелана, из-за палатализованного сибиланта (мягких согласных).

Ранние описания ваджры

В ригведе

Индуистский бог Индра на Айравате с ваджрой в руке Самое раннее упоминание о ваджре можно встретить в Ригведе (собрание, преимущественно, религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы на ведийском языке), в части четырех Вед. Ваджра описывается как оружие Индры, главного среди богов. Индра описывается как владелец ваджры, убивающий грешников и невежественных людей. Ригведа утверждает, что это оружие было создано для Индры Тваштаром, создателем божественных инструментов. Связанная история описывает, как Индра использовал ваджру, которую он держал в руке, чтобы убить асуру (демона) Вритру, который принял форму змея. 

Из-за умения владеть ваджрой, некоторые эпитеты, используемые для Индры, в Ригведе, были: Ваджрабхрит ("несущий ваджру"), Ваджриват или Ваджрин ("вооруженный ваджрой"), Ваджрадакшина ("держащий ваджру в правой руке") и Ваджрабаху или Ваджрахаста ("держащий ваджру в руке"). Связь Ваджры с Индрой с некоторыми изменениями так же прослеживается в более поздней пуранической литературе и в некоторых других буддийских материалах. Буддагхоша, главная фигура буддизма тхеравады в 5 веке, отождествлял Бодхисаттву Ваджрапани с Индрой.

В пуранах

Многие более поздние пураны (тексты древнеиндийской литературы на санскрите), описывают ваджру, связывая это оружие с историей, модифицированной из оригинала Ригведы. Одним из важных дополнений является роль мудреца Дадхичи (центральный персонаж в индуизме). Согласно одному источнику, Индра, царь Дэва (бог, божественное существо в индуизме. В писаниях и традиции индуизма дэвы обычно противопоставляются асурам), однажды был изгнан из Девалоки (плана существования, в котором существуют боги и полубоги) с помощью асура (божества низкого ранга, иногда называются демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами) по имени Вритра (характеризуется в «Ригведе» как дикий, хитрый зверь, растущий в темноте, «не-человек» и «не-бог»). Асура был получателем милости, по которой он не мог быть убит никаким оружием, которое было известно до даты получения милости, и, кроме того, никакое оружие из дерева или металла не могло причинить ему вред. Говорят, что Индра, который потерял всякую надежду на восстановление своего царства, примкнул к Шиве (индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти), который, однако, не мог ему помочь. Индра вместе с Шивой и Брахмой отправляются искать помощи у Вишну. Вишну открыл Индре, что только оружие, сделанное из костей Дадхичи, победит Вритру. Поэтому Индра и другие дэва подошли к мудрецу, которого Индра когда-то обезглавил, и стали попросить того помочь победить Вритру. Дадхичи решил удовлетворить просьбу Индры, но сказал, что хотел бы, прежде чем он отдаст свою жизнь, совершить паломничество к водам всех святых рек. После чего Индра собрал все воды священных рек в Наймишаранья (лес, упоминаемый в древнеиндийском эпосе «Махабхарате» и пуранах. Расположен на берегах реки Гомати в округе Ситапур индийского штата Уттар-Прадеш и является местом паломничества для индуистов), тем самым позволив мудрецу исполнить его желание без лишней потери времени. Затем Дадхичи остановил свою жизнь при помощи искусства йога, и боги изготовили ваджрайудху из его позвоночника. Это оружие было затем использовано для победы над асурой, что позволило Индре вернуть себе место короля девалока.

Существует еще одна версия истории, в которой Дадхичи попросили охранять оружие богов, поскольку оно не могло справиться с тайными искусствами, используемыми асурой, для его находжения. Говорят, что Дадхичи очень долго занимался этим делом, и, наконец, устал от работы, он, как говорится в легенде, растворил оружие в священной воде, которую затем выпил. Дева вернулся через какое-то время и попросил Дадхичи вернуть свое оружие, чтобы, во главе с Вритрой, раз и навсегда победить асуру. Дадхичи, однако, рассказал им о том, что он сделал, и сообщил, что их оружие теперь является частью его костей. Тем не менее, Дадхичи, понимая, что его кости были единственным способом, которым дэва мог победить асура, добровольно закончил свою жизнь в яме мистического огня, которую он вызвал силой своих аскез. Брахма, по легенде, изготовил большое количество оружия из костей Дадхичи, включая ваджрайудху, которая была изготовлена из его позвоночника. Этим оружием дэва и победили асуру, используя созданное им оружие.

Также были случаи, в которых бог войны Сканда (Картикея) описывался как держащий ваджру. Сканда - это также имя бодхисаттвы (в буддизме существо или человек, обладающее бодхичиттой, то есть приняло решение стать Буддой для блага всех существ) в буддизме махаяны (одной из ветвей буддизма), которая владеет ваджрой.

В буддизме ваджраяны

Пять ритуальных предметов, используемых в Ваджраяне В буддизме ваджра является символом ваджраяны, одной из трех основных ветвей буддизма. Ваджраяна переводится как «Путь молнии» или «Алмазный путь» и может подразумевать опыт молниеносного просвещения буддизма или бодхи (термин, буквально, означает, «чтобы проснулись и смогли понять»). Это также подразумевает неразрушимость, так как алмазы тверже, чем другие драгоценные камни.

В тантрическом буддизме (ваджраяне) ваджра и трибу (колокол) используются во многих обрядах ламой (соответствует санскритскому понятию «гуру» и может быть использовано в качестве уважительного обращения к монаху) или любым практикующим садхану ваджраяны. Ваджра - это мужской многозначный символ, представляющий множество вещей для тантрики. Ваджра является представителем упая (навыков и умений), тогда как его сопутствующий инструмент, колокол, который является женским символом, обозначает праджня (мудрость). На изображениях показывается, что некоторые божества держат ваджру и колокол в разных руках, что символизирует объединение сил сострадания и мудрости соответственно.

В тантрических традициях буддизма ваджра является символом природы реальности или шуньяты (центральное понятие буддийской школы мадхъямака и всего махаянского буддизма, обозначающее «отсутствие постоянного Я у личности и у явлений»), указывающей на бесконечное творчество, потенцию и умелую деятельность. Этот термин широко используется в тантрической литературе: термин для духовного учителя - ваджрачарья; один из пяти дхьяни-будд - это ваджрасаттва и так далее. Ваджра представляет собой префикс терминов, имен, мест и т. д., представляющий собой сознательную попытку распознать трансцендентальный аспект всех явлений; всё это становится частью процесса «сакраментализации» деятельности духовного практикующего и побуждает его задействовать всю свю психофизическую энергию в духовной жизни.

Инструмент, символизирующий ваджру, также широко используется в ритуалах тантры. Он состоит из сферической центральной части с двумя симметричными наборами из пяти зубцов, которые выходят из цветков лотоса по обе стороны от сферы и сходятся к точке в двух областях, равноудаленных от центра, что придает ваджре вид «алмаза» - скипетр, так, иногда, переводится термин.

Различные фигуры в тантрической иконографии изображены держащими или владеющими ваджрой. Три наиболее известных из них: Ваджрасаттво (Будда в буддистской традиции Ваджраяны), Ваджрапаните (защитник и проводник Гаутамы Будды, поднялся, чтобы символизировать силу Будды), и Падмасамбхав (индийский учитель буддийской тантры VIII века, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма). Ваджрасаттва (букв. Ваджра-существо) держит ваджру в правой руке. Фигура Гневного Ваджрапани (буквально ваджра в руке) размахивает ваджрой в правой руке над головой. Падмасамбхава держит ваджру над правым коленом в правой руке.

Сопровождающий колокольчик

Ваджра, почти всегда, связывается с ритуальным колоколом. Тибетский термин для ритуального колокола, используемый в буддийских религиозных обрядах, - это дань. Священники и преданные звонят в колокола во время ритуалов. Вместе эти ритуальные орудия представляют неразделимость мудрости и сострадания в просвещенном потоке ума.

Использование колокольчика

Колокольчик является наиболее часто используемым музыкальным инструментом в тантрическом буддийском ритуале. Звук, издаваемый колокольчиками, считается очень благоприятным, считается, что он изгоняет злых духов из мест проведения ритуалов. Когда колокольчик используется с дордже, его применение варьируется в зависимости от ритуалов или мантр, которые произносятся. Во время медитационного звона, колокольчик представляет собой голос Будды, обучающего дхарме, символизирует достижение мудрости и понимания пустоты. Во время повторения мантр колокол и дордже используются различными ритуальными способами, чтобы символизировать союз мужских и женских принципов.

Символизм

Ваджра

Ваджра состоит из нескольких частей. В центре находится сфера, которая представляет Шуньяту, изначальная природа Вселенной, лежащая в основе единства всех вещей. Из сферы выходят два восьмилепестковых цветка лотоса. Один представляет феноменальный мир (в буддийских терминах Сансара), другой представляет ноуменальный (философский термин, обозначающий объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно воспринимаемых феноменов) мир - Нирвану. Это одна из фундаментальных дихотомий, которые воспринимаются непросветленными. Физическим проявлением ваджры, также называемой в этом контексте «дордже», является мужской орган.

Вокруг устья лотоса равномерно расположены два, четыре или восемь существ, называемых макарами (мифическое морское чудовище, известное в индийской традиции и у ряда народов). Это мифологические существа сочетающим в себе черты дельфинов, акул и крокодилов, состоящие из двух или более начал этих животных, часто представляющие союз противоположностей (или гармонию качеств, выходящих за рамки нашего обычного опыта). Из уст Макары исходят языки, которые собираются в одну точку. 

Пятиконечная ваджра (с четырьмя макарами плюс центральный зубец) является наиболее часто встречающейся. Существует сложная система соответствий между пятью элементами нуменальной и феноменальной стороны ваджры. Одно важное соответствие между пятью «ядами» и пятью мудростями. Пять ядов - это ментальные состояния, которые затемняют изначальную чистоту ума существа, в то время как пять мудростей являются пятью наиболее важными аспектами просветленного ума. Каждая из пяти мудростей также связана с фигурой Будды.

Колокольчик

Полость колокольчика представляет собой пустоту, из которой возникают все явления, включая звук колокола, а колотушка представляет форму. Вместе они символизируют мудрость (пустоту) и сострадание (форму или внешность). Звук, как и все явления, возникает, излучается, а затем растворяется обратно в пустоте.

В популярной культуре

Парам Вир Чакра, высшая военная награда Индии, содержит мотив ваджры, мифического оружия Индры, созданного из костей, пожертвованными мудрецом Дадхичи, как дань своей жертве.

Тэги: 

Комментарии

Добавить комментарий