Кханда - южно-азиатский меч с обоюдоострым клинком. Оружие зачастую упоминается в религиозных изображениях, театральных постановках и прочих видах искусства, описывающих историю древней Индии. Некоторые общины поклонялись этому мечу как символу Шивы. Кханда распространенное оружие среди раджпутов, сикхов, маратхов, ориссанов и других.
Термин кханда происходит от "khaḍga" (खड्ग) или "khaṅga" (санскрит), корнем слова является "Khand" и означает "сломать, делить, вырезать, уничтожить". "Аси" (санскрит) - старый термин для обозначения клинкового оружия, использовавшийся в Ригведе, является отсылкой на раннюю форму меча, жертвенного ножа либо кинжала.
Конструкция
Ширина клинка увеличивается на протяжении от эфеса до своего острия, которое, как правило, имеет тупую форму. Несмотря на то, что клинок обоюдоострый, одно из лезвий обычно укрепляют дополнительной металлической пластиной, которая добавляет массу клинку, и как следствие, силу рубящим ударам, а так же позволяет владельцу кханды расположить свою руку на защищенном лезвии. Эфес состоит из большой пластины гарды, и широкой гарды для пальцев, соединенной с навершием. Само навершие обычно имело круглую и плоскую форму, в центре навершия выступал шип. Данный шип может быть использован для нанесения колющего удара, а так же предоставляет возможность держать оружие двуручным хватом.
История
Мечи появляются в археологических записях Северной Индии в эпоху Культуры охряной расписной керамики (Бронзовый век), от 1500 г. до н.э., при этом Пураны и Веды предлагают более раннюю дату появление жертвенного клинка. Прямые мечи, (а также другие мечи, имеющие изогнутые внутрь и наружу клинки), упоминаются в индийской истории со времен железного века Махаджанапады (примерно от 600 до 300 г. до н.э.), в итихасах, и используются солдатами империи Мауреьв. Несколько скульптур эпохи Гупта (280-550 н.э.) изображают солдат с мечами, схожими с кхандой. Эти мечи уже имеют широкое тупое острие. Они продолжают использоваться в искусстве мурти династии Чола.
Существует множество картин средневековой эпохи, изображающих раджпутских королей, вооруженных кхандой. Оружие в основном использовалось пехотинцами и знатью во время боя в пеших порядках. В раджуптских общинах это оружие было очень престижным для своего владельца.
По некоторым данным, конструкция кханды была усовершенствована Притхвираджом III. Он добавил усиляющую пластину на одно из лезвий, увеличив его прочность. Так же он сделал клинок кханды шире и более плоским, и меч превратился в грозное рубящее оружие. Обновленная конструкция оказалась очень эффективной против кожаных доспехов мусульманских захватчиков. Она так же определяла преимущество пехоты над легкой кавалерией вражеских армий. Раджупские воины, превосходившие противников в численности, удерживали кханду двуручным хватом и осуществляли замах из-за головы. Это характеризовало их традиционную победоносную стойку над поверженным противником. Даже сегодня они почитают данное оружие по случаю Дасары (фестиваль на юге Индии).