Вы здесь

Крис

средний рейтинг: 4 (1647 голосов)

Крис из коллекции Тропического музея Амстердама Крис представляет собой асимметричный кинжал с характерным извилистым клинком. Волнообразная структура клинка при ковке достигается за счёт чередования железных и железо-никелевых пластин (pamor).

Хотя данный кинжал наиболее тесно связан с культурой Индонезии, крис встречается также повсеместно в Малайзии, Таиланде, Брунее, Сингапуре и южных Филиппинах, где подобный вид оружия известен как «калис» и относится скорее к мечам, нежели чем к кинжалам. Крис известен своим отличительным изогнутым клинком, хотя есть экземпляры подобных кинжалов и с прямым клинком.

Крисы производились во многих областях Индонезии в течение многих веков, но нигде (исключением могут быть только острова Бали) подобные кинжалы не были так вовлечены во взаимодействие с различными обрядами, ритуалами, церемониями, а так же упоминались в поэзии, как в центральной Яве. В результате в Индонезии крис обычно связывается с яванской культурой, хотя другие этносы (балийцы, сунды, мадурцы, банджары, тайцы и филиппинцы) так же использовали это оружие в ритуалах собственной культуры. Крис также является частью Малайской и Моро (группа филиппинских народов, исповедующих ислам) культуры.

Крис можно разделить на три части: клинок (bilah или wilah), рукоятка (hulu) и ножны (warangka) Нередко составные части криса являются объектами искусства, их изготавливают с тщательной детализацией из различных материалов: железа, благородных или редких пород дерева, золота, слоновой кости. Эстетическую ценность криса дополняет: дапур ("dhapur", форма и конструкция клинка, всего около 60 вариантов), памор ("pamor", рисунок металла клинка, приблизительно 250 вариантов) и тангах ("tangguh", возраст и происхождение криса). В зависимости от качества и исторической ценности криса, его стоимость может составлять несколько тысяч долларов.

Считается, что крис это и оружие, и духовный объект, как часто предполагают, у кинжала есть сущность или душа, которая обладает волшебными свойствами, одни кинжалы приносят своим владельцам удачу и благосостояние, другие же беды и несчастья. Крис используется для ношения в качестве: талисмана с магической силой, освященной реликвии (пусака), вспомогательного снаряжения (для моряков и солдат) аксессуара для парадной одежды, показателя социального статуса, символа героизма и т.д. Легендарные крисы, которые обладают сверхъестественной силой и экстраординарными способностями были упомянуты в традиционных сказках, таких как: "Эмпу Гандринг", "Таминг Сари" и "Стен Кобер".

В 2005г. ЮНЕСКО отнесла крис Индонезии к шедеврам устного и неосязаемого наследия целовечества. В свою очередь, ЮНЕСКО убеждает власти Индонезии сохранять подобное наследие.

Этимология названия

Этимологически слово связано с старояванским словом "нгерис" (ngeris), что означает «колоть», «пронзать». "Крис" - это наиболее часто используемый термин для обозначения кинжала на Западе, однако более популярным в родных странах кинжала является термин "керис", например в популярной книге покойного Бамбанга Харсринаксмо, озаглавленной «Ensiklopedi Keris» ("Энциклопедия крисов"). Двумя известными исключениями являются Филиппины (где кинжал обычно называют калис или крис) и Таиланд (где термин всегда пишется и произносится как крис). Другие вариантами написания, используемые европейскими колонистами, являются «краза», «криза», «крисс», и «Крессе».

История криса

Происхождение

История крисов, как правило, прослеживается на основании изученной резьбы и барельефных панелей, найденых в Юго-Восточной Азии. Считается, что самый ранний прототип криса можно отнести к Донгшонской бронзовой культуре Вьетнама (около 300 г. до н.э.), откуда дальнейшие образцы распространились на другие части Юго-Восточной Азии. Другая теория гласит, что конструкция криса была основана на кинжалах из Индии. Некоторые самые известные изображения криса появляются на барельефах Боробудура (825 г. н.э.) и храма Прамбанан (850 г. н.э.).

Тем не менее, Раффлз Стэмфорд (1817 г.), изучавший храм Канди Сукун утверждает, что крисы изначально появились около 1361 г. н.э. в царстве Маджапахита, Восточная Ява. Сцена в рельефах храма Сукун в центральной части острова Ява, за период с 15-го века, в  Маджапахите, показывает мастерскую яванского керис-кузнеца. На сцене изображены: слева Бхима в качестве кузнеца, кующий металл; в центре Ганеша; справа Арджуна, раздувающий поршневые меха для нагнетания воздуха в горне. Стена за кузнецом отображает различные предметы, изготовленные в кузнице, в том числе и крис. Эти представления о крисе в Канди Сукун установили тот факт, что в 1437 г. н.э. кинжал уже приобрел серьёзное значение в яванской культуре.

В Йингуай Шенглан – записях экспедиции Чжэн Хэ (1405-1433) -Ма Хуань описывает такое:

Все люди в Маджапахте, от королей до простолюдинов, от мальчика в возрасте от трех лет до старейшины, носили pu-la-t'ou (belati или точнее крис) на поясе. Встречались экземпляры рукояти, которых были изготовлены из золота, рога носорога или слоновой кости, на них вырезались изображения людей или демонов. Резные работы выглядели изящно и были выполнены искусно. 

Данная китайская учётная запись так же сообщает, что подобный тип кинжала был распространён при исполнении публичной казни и использовался для нанесения колющего удара. В Маджапахите в качестве наказания не применялось избиение палками для значительного или незначительного наказания. Палачи связывали руки виновного за спину ротанговой веревкой и выставляли напоказ, заставляя пройти несколько шагов, а затем наносили обидчику один или два удара по спине в область между блуждающих ребер, в результате чего, из за сильного кровотечения, человек быстро погибал.

В настоящее время крис Кнауда является самым старым из известных сохранившихся крисов в мире. Подаренный Чарльзу Кнауду (голландскому врачу) Пэком Аламом V в 19-м веке, в Джокьякарте на Яве, крис демонстрируется в Музее Тропиков в Амстердаме. На железном клинке криса стоит дата 1264 Сака (которая соответствует 1342 г. до н.э.). Ученые предполагают, что из-за его характерных особенностей данный крис мог бы еще более старым, а дату и украшения нанесли в Маджапахите, чтобы отпраздновать важное событие. На Крисе Кнауда нанесены сцены из Рамаяны на необычно тонком медном слое, который частично покрывает клинок.

Разработка и распространение

Крис в мастерской кузнеца, изображение в 15 века Канди Сукух Хотя жители Юго-Восточной Азии уже были знакомы с этим типом колющего оружия, основное развитие криса скорее всего имело место на Яве. Распространение криса в других странах, таких как Таиланд, Малайзия и Филиппины, по мнению экспертов было связано с растущим влиянием империи Маджапахита на Яве приблизительно с 1492 г.

Суданская рукопись «The Sanghyang siksakanda ng karesian canto XVII» датированная от Сака 1440 г. или 1518 г. н. э., описывает крис как оружие королей, в то время как куджанг является оружием фермеров. В рукописи существуют заявления о более ранних сходных формах кинжала, предшествующих крису Маджапахита, но ни один пример не поддаётся проверке. В ранние времена большинство крисов имели прямые клинки, но подобная конструкция стала применяться реже с течением времени. Том Пирес в начале 16-го века, описывает важность криса у яванцев.

... Каждый человек на Яве, будь он богатый или бедный, должен иметь крис в своем доме ... и ни один человек в возрасте от 12 до 80 лет не может выйти из дверей без криса за поясом. Они носят их так же на спине, как раньше носили кинжалы в Португалии ...

—Томе Пирес, Сума Ориентал.

Принято считать, что крис был основным оружием, которым пользовались в бою воины в прошлом, однако фактически солдаты той эпохи применяли кинжал как вторичное оруже, если теряли главное, в основном копье. Простые люди однако носили крис постоянно, особенно во время путешествий, потому что кинжал был необходим для самообороны. Во времена мира люди носили крис как церемониальный элемент одеяния. Парадные крисы часто щедро украшали замысловатой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Фамильные клинки передавались по наследству через поколения и носили во время специальных мероприятий, таких как свадьбы и другие торжества. Мужчины обычно носили только один крис, но известный адмирал Хан Туа, как говорится в Хикаят Хан Туе, вооружался одним коротким и одним длинным крисами. Женщины также носили крис, хотя обычно меньшего размера, чем мужчины. В сражении бойцы могли носить больше одного криса. Некоторые носили три: его собственный, от тестя и семейный (как реликвия). Дополнительные два служили в качестве парирующих кинжалов, но если ни один из них не был доступен, то для той же цели пользовались ножнами.

Элементы криса часто ломались в сражениях и постоянно требовали ремонта. Кроме того, ежегодные очистки, которые были частью духовной и мифологической ауры, окружающей оружие, часто изнашивали и утончали древние клинки. Материалы, с помощью которых производился ремонт, зависели от местоположения, и довольно часто можно найти оружие с деталями из разных областей. Например, у криса могут быть клинок из Явы, рукоятка из Бали и ножны из Мадуры.

Во многих частях Индонезии крис раньше выбирали как оружие для исполнения казни. У криса палача было длинное, прямое и тонкое лезвие. Осужденный вставал на колени перед палачом, который накладывал плоский валик из хлопка или подобного тканевого материала на плечи или ключицу жертвы, затем наносил удар. Клинок пронзал этот валик и разрезал подключичную артерию и сердце казнённого. При извлекании оружия из тела жертвы, хлопок вытирал лезвие от крови. Смерть наступала в течении нескольких секунд.

В 16-м веке европейские колониальные силы ввели огнестрельное оружие в архипелаге, которое способствовало снижению особого положения криса, как одного из предпочтительных видов оружия в сражениях. Ковка холодного оружия пришла в упадок с того момента, как султаны или раджи были покорены, а их царства аннексированы Британией или Голландией. В ряде регионов был наложен запрет на ношение режущего и колющего оружия. На Яве поворотным моментом был конец Явской войны, длившейся пять лет, когда непослушный принц Дипонегоро был побежден и задержан, после чего ему пришлось передать свой крис голландцам в 1830г. Это событие положило начало разоружению среди яванского населения в том числе и от крисов, как боевого оружия.

Тем не менее, крис непрерывно использовался и ковался на Филиппинах, эта страна составляла большую часть Испанской Ост-Индии. В то время как большинство коренных яванцев и местных жителей архипелага приняли католичество, мусульмане южных регионов отчаянно сопротивлялись испанскому владычеству. Крис обеспечил мусульманским армиям эффективный аналог испанского оружия, и это стало тревожным сигналом для испанской армии. Испанцы называли мусульманских меченосцев или воинов, носящих крис «джураментадос». Джураментадос практиковали обряд жертвоприношения, это была одна из форм джихада не только против испанских солдат, но и против христианских филиппинцев. Джураментадос были специально обученными и избранными бойцами. Кандидаты были известны как «маг-сабил» или "те, кто перенес муки смерти". Они советовались со своими родителями, и султан сам разрешал им подвергаться обучению Parang-sabil, или "пути к Небесам".

Во время Филиппино-американской войны (1899 - 1902 гг), гибель американских солдат от крисов в руках морос и других филиппинцев вооруженных ножами, привела к созданию и использованию Colt M1911. Во время Второй мировой войны вместе с крисом использовались и другие кинжалы Моро, такие как баронг. Они применялись в повстанческими движениями против японской оккупации.

Крис сегодня

Крис, который носит солдат дворцовой стражи султана Джокьякарта На Яве традиционное искусство создания криса сохранено в яванском центре культуры, кератоне (королевским дворе) Джокьякарты и Суракарты, и также княжества Мангкунегарана и Пэкуэлэмена. Яванские короли и дворяне, как известно, нанимали несколько кузнецов (empu) ковать крисы и становились покровителями их работ, хотя деятельность по созданию крисов всё уменьшается. До 1990-х изготовление крисов на Яве почти зашло в тупик из-за экономических затруднений и изменения социокультурных ценностей. Однако благодаря нескольким заинтересованным экспертам по крисам, традиция восстанавливается, и мастерство ковки криса снова повышается. За последние три десятилетия крисы утратили свое заметное социальное и духовное значение в обществе. Хотя активных и чтимых кузнецов, которые производят высококачественные крисы традиционным способом, все еще можно найти в некоторых местах, таких как Мадура, Суракарта, Джокьякарта, Макасар и Палембанг, их число постоянно уменьшается, и всё более труднее найти преемников, которым мастера могут передать свои навыки. Отрасль традиционного изготовления криса все еще выживает в некоторых деревнях, таких как деревни Бэню Сумуруп в подрайоне Имоджири, Бантул, Джокьякарта. Традиционно изготовленные кинжалы заказывают как священные амулеты энтузиасты, либо как сувенирную продукцию для туристов.

Крис, сделанный на Филиппинах, часто находится в вариантах с полуволнистыми полупрямыми клинками. Это стало существенным и символическим оружием культуры Моро, поскольку крис был тесно связан с яванскими и малайскими культурами.

 
Пожалуйста, подождите...