На протяжении большей части 12 века рыцарские доспехи не претерпевали почти никаких изменений. Доспех рыцаря обычно состоял из короткой кольчуги, шерстяных чулок, и шлема той или иной формы. В течение долгого времени кольчуга была единственным видом защиты рыцаря. Но в конце 12 века стали появляться жесткие элементы защиты в виде твердой кожи и металлических пластин.
В течение 13 века все больше и больше стальных элементов защиты добавлялось к доспехам рыцарей. Развитие латного доспеха, по-видимому, вызвало появление мечей, ориентированных в основном на колющий удар, а не на рубящий, как у более ранних типов. Подобное колющее оружие предназначалось для противодействия все увеличивающимся весу и защищенности рыцарских доспехов, обеспечивая возможность проникнуть через промежутки между пластинами доспеха и поражения кольчуги, которая одевалась под доспех.
Эдвард Окшотт определил подобные мечи как Тип XV и определил его как имеющий сужающийся клиновидный профиль с острым острием и сечением лопасти с острым острием и сглаженным алмазовидным поперечным сечением. У этого специализированного типа меча были прямолинейные лезвия, в отличие от криволинейных лезвий предыдущих типов. Мечи этого типа были одноручными, с рукоятью около 10 см.
Существуют доказательства, что Тип XV мог появиться уже во второй половине 13 века, развиваясь как ответ на усовершенствования доспехов. В начале 14 века появились мечи, сочетающие в себе как новые колющие возможности, так и старые рубящие. Тип XV появился и получил широкое распространение в середине 14 века, после окончания переходного периода от рубящих к колющим мечам.
Это произошло в это время, когда развитие мечей пошло намного более быстрее, чем в предыдущие годы. Технологические успехи в производстве доспехов требовали экспериментирования и специализации в формах мечей, что вызвало развитие разновидности Типа XV с более длинной рукояткой, которую Окшотт назвал Тип XVa.
Тип XVa обладает подобным клинком, будучи в целом более тонким, чем его родительский тип XV, и имеет намного более длинную рукоять, 18-23 см и даже более. Сохранившиеся экземпляры мечей Типа XVa более распространены, чем экземпляры Типа XV, и, будучи достаточно распространенными, широко представлены в многих музеях как хорошо известные «бастарды».
Использование Типов XV и XVa продолжалось более двух столетий, вплоть до 1550 гг. Вероятно, в начале 15 века этот тип потерял свою популярность, но снова вернулся во второй половине того же века.
Для ученых могло бы быть заманчиво классифицировать более короткие мечи этого типа как более ранние, а более длинные мечи как более поздние, но Окшотт отмечал, что, по крайней мере, один из десяти мечей до 1400 гг. имел короткую рукоять. Много мечей Тип XV, показанных на изображениях, датированных между 1440 и 1510 годами, имеют короткие рукояти и широкие у гарды клинки, сходящиеся к острому острию.
В отличие от предыдущих экземпляров, имевших четкое алмазное поперечное сечение клинка, эти поздние мечи имеют клинки с очень выраженным центральным ребром между двояковогнутыми краями, или центральное ребро, возвышающееся над плоскостью сторон клинка, как это показано на рисунке справа.
Исторические экземпляры мечей XV и XVa
Здесь представлены экземпляры мечей Типа XV:
XV.1 Коллекция Уоллеса, Лондон
Этот наиболее значимый экземпляр меча Типа XV находится в идеальном состоянии, и имеет форму, часто встречающуюся в изображениях начиная с середины 13 века до 15 века. Идентичный меч изображен на алебастровом барельефе (около 1310 г) Джона де Хэнбери, в Ханберри, Стаффордшир. Датирование данного экземпляра не определено, самое раннее это 1275 г. и самое позднее это 1450 г., но более поздняя дата более вероятна из-за знака производителя на клинке.
XV.2 Коллекция Уоллеса, Лондон
Общее состояние данного меча очень хорошее, хотя меч выглядят как слишком сильно обработанный реставраторами, из-за чего может на самом деле иметь Тип XVIII. В его текущем состоянии, будучи сильно заточенным, по форме он относится к Типу XV. Этот экземпляр одно время находился в коллекции Комта де Ниевекерка.
Этот итальянский меч, датированный приблизительно 1470-1500 гг, находится в превосходном состоянии. Предположительно хранился в доме или в оружейной. Голубые элементы гарды сохранили большую часть своей первоначальной окраски. Рукоять, покрытая красным бархатом и переплетенная серебряной проволокой, не повреждена, хотя и имеет следы износа.
XV.4 Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Этот хорошо сохранившийся меч является предположительно итальянским и датируется первой половиной 15 века. Клинок имеет точечную коррозию, но эфес находится в отличном состоянии. Навершие и гарда из позолоченной бронзы, рукоять сделана из зеленовато-черного рога, закрепленного с каждой стороны вертикальными полосами из позолоченной бронзы. У верхней трети клинка есть сглаженное центральное ребро. Несмотря на наличие довольно длинной рукояти (13.5 см), этом меч все еще относится к Типу XV.
XV.5 Меч Монза Эсторре Висконти
Этот меч был хорошо сохранился, будучи найденным в гробу Эсторре Висконти (правитель Милана 1412-1413 гг). Навершие украшено выгравированными серебряными щитами, с изображенными на них Гадюкой Висконти и Крестом Милана соответственно. Рукоять связана одной полосой скрученной медной проволоки с остатками позолоты. Серебряный полукруг в центре гарды, украшенный цветочным орнаментом, присутствует только на одной стороне меча, другая половина была утеряна. Этот экземпляр теперь находится в Казначействе Базилики Сан Джованни Баттисты, Монцы.
XV.6 «Меч Шрусбери», найденный в коллекции Уолласа
Меч вероятно английского происхождения, приблизительно 1400гг. Навершие граненое в форме фиги с впадинами и с гравировкой маленьких щитов. Гарда прямая и плоская. Клинок имеет алмазное сечение с долом посередине, и следами надписи. Пропорции данного фото могут говорить о том что этот меч относится к Типу XVa, но Окшотт классифицировал его как Тип XV.
Экземпляры мечей Тип XVa
XVa.1 Коллекция Королевской Оружейной Палаты, Англия
Под слоем патины присутствует глубокая точечная коррозия. Рукоять сохранилась, хотя хвостовик и нижняя треть клинка очень сильно повреждены ржавчиной. Этот стиль меча был популярным в 14 веке, о чем можно судить по сохранившимся экземплярам.
Этот меч, датированный приблизительно 1320-1340гг, отличается отличным качеством изготовления и прекрасным состоянием. Он сохранил основание рукояти и внешнюю часть железного полукруга на крестовине. Отметины на клинке указывают на то что меч носился в ножнах, и позволяют датировать его.
Исследования показывают, что этот меч, скорее всего, висел над гробницей Эдуарда, принца Уэльского, или «Черный Принца», в Кентерберийском соборе. Состояние меча плохое, клинок сильно испорчен коррозией, и около двух третей клинка было утеряно. Обширная реставрация привела меч в его текущее состояние, с новой рукоятью, восстановленным клинком и черненными навершием и гардой.
Этот меч, найденный в коллекции сэра Эдварда Барри, был найден в озере и очень напоминает многие другие сохранившиеся мечи, в том числе один из Северной Франции, два из Темзы в Лондоне, еще один из Йоркшира, и еще один с арабской надписью, найденный в Италии.
Типы мечей XV и XVa в искусстве
Тип XV является типом меча, который имеет множество сохранившихся экземпляров для изучения, многие из которых могут быть точно датированы. Множество информации может быть получено из литературы и произведений искусства. Тип XV использовался на протяжении веков, и сложно определить точное время его появления, так как многие из ранних экземпляров мечей этого типа были утеряны. Как и с другими типами мечей, появление данного типа в произведениях искусства может помочь в определении сроков его появления и развития.
Тип XV был распространен на всем протяжении всего 14 века, и часто встречается в итальянской живописи 15 века, особенно в течение 1420-1460 гг. Картины Пьеро делла Франчески, такие, как «победа Геракла над Хозроем» в церкви Святого Франциска в Ареццо, четко показывают особенности мечей типа XV.
Окшотт упоминает эпизод с Сьер де Жуанвиль, описавшего в 1309 г. битву при Мансуре в крестовом походе Сент-Луиса в 1250 г. Он описывает меч, который доставался из передней части седла и удерживался под рукой, и «использующийся на манер копья» и который мог быть брошен в противника как копье, чтобы убить его.
Меч, изображенный на мемориальном памятнике в Солсбери (1275-1290 гг) в Соборе Уильяма Лонгеспи Младшего имеет клинок с четырегранным сечением с ребром посередине. Алебастровый памятник в Вестминстерском аббатстве Иоанну Элтему (1337 г.) показывает аналогичный меч с четырехсторонним сечением. Мечи Типа XV также показаны в «Романе об Алекандре» (приблизительно 1330 г.).
Восемьдесят процентов военных скульптурных и чеканных изображений 1360-1420 гг изображают бастарды, или полутораручные версии мечей Типа XVa. Нельзя назвать точное количество форм мечей Типа XVa, поскольку большинство из изображенных мечей находятся в ножнах. Возможно, самый известный, и определяющий форму Типа XVa меч изображен на барельефе Черного Принца в Кентерберийском соборе.
Заключение
Различия между типом XV и его подтипом XVa довольно четко выражены, хотя внимательный читатель заметит, что многие экземпляры мечей можно расположить между данными типами. Большинство способов категоризации этих мечей опираются на гарду и профиль клинка, а не просто на пропорции их рукояти. Многие мечи можно было бы отнести к Типу XVa, но из-за формы клинка они должны быть классифицированы как XV.
Оба этих типа были расценены некоторыми специалистами как узкоспециализированное оружие, которое полностью пренебрегло рубящими ударами в пользу колющих. Можно было бы предположить, что их направление разработки ушло слишком далеко в сторону одной определенной специализации, но популярность этих мечей на протяжении более чем двух веков убеждает нас в обратном.
Хотя эти мечи имеют жесткое сечение и укрепленное острие, ясно, что рубящая возможность не была полностью отброшена. Эти же особенности клинка, которые помогают наносить укол, также добавляют прочности острию меча, уменьшая вероятность поломки острого кончика клинка во время рубящего удара.
Каждый дизайн меча должен взвешивать возможные сценарии его использования, создавая компромиссные решения и выбирая особенности, на которых нужно сфокусироваться. Учитывая это, Тип XV и его подтип XVa пошли на много меньшие компромиссы, чем другие типы, имея более универсальное предназначение. Безусловно, этот тип меча был не просто эффективным в использовании по своему прямому назначению, а потрясающе удачным дизайном.