Вы здесь

Атам

средний рейтинг: 3.7 (50 голосов)

Атам, используемый в ритуальных практиках викка Атам, или аутем, является церемониальным ножом, как правило, с черной рукоятью. Это основной ритуальный или магический инструмент, используемый в некоторых церемониальных магических традициях, а также неоязычниками в колдовстве и сатанинстских ритуалах. Нож с черной рукоятью, называемый аутем, появляется в некоторых версиях "Большого ключа Соломона", гримуара (книги с описанием магических процедур), возникшего в средние века. 

Изначально данным инструментом стали пользоваться в герметическом Ордене "Золотая Заря" в начале 20-го века. Атам применялся для «изгоняющих ритуалов». Позднее этот инструмент был принят викканами (приверженцами современного языческого нового религиозного движения), телемитами (приверженцами религиозного течения, развитого Алистером Кроули) и сатанистами (здесь и так всё понятно).

Атам также упоминается в трудах Джеральда Гарднера 1950-х годов, который утверждал, что был посвящен в уцелевшую традицию Колдовства, в Нью-Форестский шабаш. Атам был их самым важным ритуальным инструментом. У этого ножа было множество традиционных применений, среди которых, однако, не было тех, в которых он использоваться для физического разрезания. 

Существует предположение, что интерес Гарднера к старинным мечам и ножам, и, в частности, к таким ножам как крис (из Малайзии и Индонезии), могли способствовать центральному значению атама в современной Викке (неоязыческой религии, основанной на почитании природы). 

С другой стороны, атам выступает в качестве одного из четырех основных инструментов современного оккультизма, традиционно обозначая огонь, ведьм или воздух, для церемониальных обрядов магов. (Из известного происхождения викки, и, собственно, "Книги теней" Гарднера, атам представляет огонь; а жезл соответствует воздуху. Другие разновидности викканской практики могут менять символизм). К остальным элементарным инструментам относятся: жезл, пентаграмма, кубок или чаша. Эти четыре магических инструмента соответствуют четырем «орудиям», значимым в кельтских мифах - мечу, копью, щиту и котлу (и/или Граалю). Эти же четыре ритуальных инструмента появляются в магических практиках западной герметической традиции, взятой из «Золотой Зари», которая стала пионером современных оккультных традиций и духовностью нового века. Эти символы появляются в колодах Таро в виде четырех карточных мастей: мечей, кубков, волшебных палочек и пентаклей. Атам - это элементарный инструмент, в то время как меч часто представляет собой инструмент, представляющий силу, используемый для контроля над Духами во время «Гоетической Эвокации».

Внешний вид

Атам может быть разных форм. Вопреки распространенному мнению, атаму не требуется обоюдоострый клинок. Современные магические практики часто выбирают обоюдоострые клинки, поскольку они несут символическое значение.

Некоторые ведьмы выбирают определённый клинок атам и используют его прямой край чтобы позвонить в колокол во время ритуала. В большинстве шабашей, которые практикуют некоторые варианты британской традиционной викки, включая гарднерианскую и александрийскую, рукоять атама обычно имеет черный цвет. На рукоять могут быть нанесены определенные символы, продиктованные традициями. Джанет и Стюарт Фаррар в «Библии ведьм» предлагают притуплять остриё атама, чтобы предотвратить непреднамеренный физический вред во время ритуального использования. 

В эклектичных формах колдовства украшения рукояти варьируются от астрологических символов до рун, символы выбираются владельцем. Многие вариации с символами на фэнтезийную тему также можно приобрести в магазинах, торгующих репликами изделий Средневековья и торговых точках специализирующихся, на неоязычной продукции.

Некоторые колдуны используют для окраски атамов символические цвета - пурпурный и желтый (эти цвета представляют алхимический элемент «воздух»), а затем, поверх, наносят определенные сигилы (символы, которые как считается имеют магическую силу), тем самым призывая силы, которым данное оружие соответствует, и дабы произвести правильное впечатление на подсознание.

Использование атама

Выдержка из "Ключа Соломона" 17-го века. Болин вверху слева, атаме под ним Основное использование атама - направлять и контролировать психическую энергию, обычно понимаемую как эфирный огонь. Некоторые современные магические практики полагают, что для резки таких вещей, как травы или шнуры, стоит использовать другой нож, называемый «болин». Болин часто путают или неправильно именуют как «нож с белой рукоятью», хотя это совершенно другой волшебный клинок. На самом деле, болин больше похож на серп, чем на нож. Подобная форма очень затрудняет измельчение растений, однако болин удобен для сбора трав. В «кухонном колдовстве» ведьмам рекомендуется использовать волшебные инструменты для мирских целей, чтобы улучшить знакомство с ними.

В традиционной практике шабашей, ритуальный рисунок границы магического круга - также известный как «разрывание круга» - обычно выполняется с помощью ритуального меча или атама. Для открытых ритуалов, в общественных местах, подобная церемония проводится с помощью посоха, так как могут быть юридические осложнения, связанные с мечами и кинжалами в общественных местах, даже когда кромки оружия затуплены. В большинстве традиционных шабашей атам ассоциируется с магическим элементом огня, поэтому круг считается наложенным на эфирный огонь. Этот огонь, традиционно, рассматривается как синий, цвета индиго или фиолетовый; хотя могут встречаться и другие цвета. Когда круг очищается путём ритуального очищения, это традиционно производится с помощью оставшихся трёх элементов - воздуха (ладана), воды (соленой воды) и земли (соли) - потому что элемент огня уже был внедрен в круг, во время начертания его, с помощью атама.

Атам так же является инструментом, традиционно используемым для вызова элементарных хранителей четырех направлений (также называемых «кардинальными точками»), обычно, рисуются вызывающие пентаграммы в каждой четверти. Эта важная традиционная практика является одной из причин, часто приводящих к ложному требованию, что атам должен быть обоюдоострым; потому что попытка начертать пентаграмму в воздухе с помощью однолезвийного клинка потребует некоторого неуклюжего поворота руки и запястья, чтобы удержать единственную режущую кромку в направлении движения. К сожалению, практикующие перенимают это заблуждение и могут не знать, что элементалы больше озабочены угрозой, которую представляет магический клинок, чем то, как крутится чьё-то запястье.
В качестве мужского принципа атам, с черной рукоятью, часто используется в сочетании с чашей (женским принципом), что вызывает акт размножения, как символ универсального творения. Атам представляет собой магический элемент огня, связанный с солнцем и «Рогатым Богом»; в то время как чаша представляет собой волшебный элемент воды, связанный с «Луной и Богиней». Тогда союз двух представляет собой союз Бога и Богини, мужчины и женщины, солнца и луны, огня и воды. Брак Солнца и Луны - союз противоположностей - древняя идея в алхимии. Иерос гамос или священный брак бога и богини - еще более древняя идея в языческих религиях. (Например, в Древней Греции - откуда взялся термин «иерос гамос».) Этот обряд совершается путем погружения атама в чашу, чтобы благословить вино. Это символ Великого Обряда в викканских ритуалов. Некоторые современные традиции колдовства могут не использовать железные клинки, вместо этого предпочитая альтернативные материалы, такие как медь, бронза или камень (к примеру обсидиан). Это наиболее распространено среди традиций, в которых воспевается особая любовь к «Сидам» (обитателям потустороннего мира, населённого туатами), для которых железо, якобы, губительно.

Ассоциации

Некоторые Викканские традиции связывают черные рукояти атама, как и Джеральд Гарднер, с мужским принципом и с элементом огня,.в то время как посох связывают с воздухом. Другие традиции могут обратить вспять эти элементарные ассоциации и использовать атам для изображения воздуха, а посох - для символизации огня. Джанет и Стюарт Фаррар предположили, что это различие связано с тем, что «Золотая заря» раскрывает ложную информацию в надежде предотвратить правильное использование ритуалов. Они добавляют, что ведьмы всегда должны выбирать ассоциацию, которая кажется им наиболее правильной.

Огонь и вода считаются полярно противоположными элементами, как в классическом, так и в алхимическом традиционных магических опытах. Иногда их считают двумя изначальными элементами, комбинация которых дала начало двум другим элементам - земле и воздуху. Огонь и вода также являются элементами, наиболее связанными с Солнцем и Луной, и, следовательно, с Рогатым Богом и Богиней в Викке. По этой причине шабаши, которые связывают атам с воздухом (а посох с огнем), могут решить использовать посох, чтобы благословить чашу с вином, вместо того, чтобы использовать атам. Объединение воздуха и воды не несет того же символического значения «конъюнктио оппозитора» (союза противоположностей), как объединение огня и воды. Кроме того, шабаши, которые рассматривают атам как воздух, а посох - как огонь, могут выбрать ритуальный круг начертаный палочкой или посохом, вместо меча или атама - если они понимают это как традиционный способ, как проход эфирного огня через проекцию психической энергии. Если культисты понимают, что наложение круга - это начертание линий в воздухе с помощью инструмента воздуха, тогда они могут решить очистить круг с помощью оставшихся трех элементов: огня, воды и земли. Для этого необходимо использовать свечу для очищения круга и исключить благовония, так как круг уже наполнен элементом воздуха.

Атам является наиболее важным ритуальным инструментом в викке, и, как другие ритуальные инструменты, он обычно очищается и посвящается богам перед использованием в ритуальных и магических целях. Существуют различные способы совершения ритуального очищения и освящения, в зависимости от конкретной традиции викки, а также от того, практикует ли отдельный виккан с шабашем или как одиночная ведьма. Один из распространенных способов сделать это - использовать четыре магических элемента: огонь (свеча), воздух (ладан), воду и соль; и, возможно, помазать лезвие маслом, наполненным волшебными травами. Прикосновение к чужому человеку без разрешения считается ритуальной ошибкой практически во всех традициях викки. Это вторжение в личное пространство владельца и, что более важно, это акт, который нарушает магическую связь между атамом и его владельцем. Некоторые ведьмы пойдут на многое, чтобы ритуально очистить, освятить и заново посвятить атам после того, как к нему прикоснулся другой человек.

Приобретение

Существуют ритуалы освящения для вновь обретенного атама. Будь это новый нож или же приобретенный у другого человека.

Этимология названия

Термин "атам" происходит через серию искажений от позднего латинского «artavus» («перьевой нож»), что хорошо подтверждается в древнейших рукописях "Ключа Соломона". Это означает "маленький нож, используемый для заточки ручек писцов" ("Cultellus acuendis calamis scriptorii"). Артавус хорошо засвидетельствован в средневековой латыни, хотя не является распространенным словом. Это объясняет, почему данный термин был оставлен непереведенным в некоторых французских и итальянских рукописях и, в конечном счете, стал искаженным в различных рукописях, к примеру: артаво, артавус, артана, артанус, артани или артхам. Изначально, этимологию «artavus» была сомнительной, но Джоан Бальбус де Джануа ("Католикон", 1497 год) выводит его из Арто, Артас и т.д. Альтернативная этимология дается Джоном де Гарландом (ок. 1225 года): «Артавус, называемый по-французски «kenivet», а именно маленький нож, который тянется в длину, назван в честь «арс» (искусство или ремесло), потому что он используется ремесленниками." (в отличие от настольного ножа «cultellos ad mensam», «mensaculos» или оружия) (Artavus dicitur Gallice 'kenivet, scilicet cultellus qui тендит в altum; vel dicitur ab arte, quia eo artifices utuntur.)

Идрис Шах, который был личным секретарем и близким другом Джеральда Гарднера, приводит еще одну этимологию из предполагаемого арабского «кровавого письма» аль-Дамме, который предположительно был ритуальным ножом средневекового магического культа Марокко и Андалусии. Эта этимология противоречива, однако, данное мнение появляется в книге Идрис Шаха «Суфии», как цитата из «Истории тайных обществ» Аркона Дараула (вероятный псевдоним шаха). Роберт Грейвс (знакомый шаха) предлагает арабское происхождение от аль-там (или адх-дхам), которое он переводит как «стрела».

Латинская рукописная версия "Ключа Соломона" имеет рисунок, похожий на серп, обозначенный как Артаво. Использование «athame» Джеральдом Гарднером, вероятно, произошло от современных французских версий «Ключа Соломона», вероятно, из «Колдовства, магии и алхимии» Грилота де Гиври (1931 год), который неверно истолковал этот термин, как относящийся к основному ритуальному ножу, что показывает его терминалогия. Записи "Артан" или "Артхам". 

Исторические параллели

  • Яванский крис - это ритуальный нож, обладающий магическими способностями, Джеральд Гарднер был признанным авторитетом в традиционных ритуалах связанных с этими ножами, до своего участия в развитии Викки. 
  • Римская сесспита так же является подобным ритуальным ножом. Однако, данное оружие иногда использовалось для жертвоприношений.
  • Зороастрийские священники («волхвы») традиционно использовали нож («капло»), копье (или палку с шипом на конце) или даже указательный палец, чтобы рисовать ритуальные борозды («карша») с целью защиты священного ритуального пространства от злых и ритуальных загрязнений. 
  • Тибетский 3-х сторонний церемониальный нож, Фурба, также известный как "волшебный кинжал" или пхурба.

Комментарии

Добавить комментарий

 
Пожалуйста, подождите...