Существует несколько типов традиционно изготавляемых в Японии мечей (日本刀, "нихонто"). Эти традиционные мечи производились еще в период Кофун, однако изогнутую форму клинка "понские мечи, предположительно, начинают приобретать только после периода Хэйан. Существует множество видов нихонто, которые отличаются: размерами, формой, областью применения и способом изготовления. Вот некоторые из наиболее широко известных типов японских мечей: катана, вакидзаси, одати, тати.
Классификация
Классификация типов японских мечей в основном основывается на комбинации клинков и их рукоятей, так как это определяет стиль использования клинка. Неподписанный и укороченный клинок, который когда-то был изготовлен и предназначен для использования как тати, может попеременно устанавливаться в тати кошире и катана кошире. Таким образом, он хорошо различим по стилю крепления клинка в рукояти. Длинный танто может быть классифицирован и как вакидзаси, если его длина превышает 30 см, однако первоначально клинок был установлен и использовался в качестве танто, (различия в длине для танто несколько произвольны, но необходимы, если рассматривается короткий клинок без эфеса). Когда клинки изъяты из рукоятей, танто и вакидзаси будут определяться лишь по длине (не более 30 см для танто), если только их предполагаемое использование не могло быть абсолютно определено или же предполагающий выносит своё мнение о возможном использовании клинка. Таким образом, клинок, формально именуемый как вакидзаси, из-за длины может неофициально обсуждаться между людьми как танто, потому что этот клинок мог быть изготовлен в эпоху, когда танто были популярными нихонто, а вакидзаси, как меч-компаньон для катаны, еще не существовал.
Виды японских мечей
- Тёкуто (直刀, "прямой меч") - прямой однолезвийный меч, который изготовляли до 10-го века, изготавливался без дифференциальной закалки или ламинирования клинка.
- Цуруги / кен (剣, "меч") - прямой обоюдоострый меч, который изготавливался до 10-го века и мог быть произведён без дифференциальной закалки или ламинирования.
- Тати (太刀, "длинный меч") - меч, как правило более длинный и более изогнутый, чем более поздняя катана, с кривизной, зачастую центрированной от середины до острия. Тати носили подвешенными на поясе, лезвием вниз. Тати был популярен приблизительно до 15-го века.
- Кодачи (小太刀 , "маленький тати") - более короткая версия тати, но с аналогичными креплениями и предполагаемым использованием, в основном встречались до 13-го века.
- Одати (大太刀 , "большой тати") / нодати (野太刀, "полевой тати") - очень большие тати, длина некоторых мечей превышала 100 см, подобные клинки, как правило, производились в конце 14-го века.
- Утигатана (打刀, "ударный меч") : развитие от тати в 15-м веке. Носится лезвием вверх в оби (поясе).
- Катате учи (片手打ち, "удар одной рукой") - короткий тип утигатаны, разработанный в 16-м веке, с коротким хвостовиком, был предназначен для использования одной рукой. Один из предшественников вакидзаси.
- Катана (刀, "меч") : общий термин для традиционного меча с изогнутым клинком, длиной более 60 см (не существует верхнего предела длины, но обычно экземпляры не длиннее 80 см), носятся лезвием вверх, в оби. Разработан на основе утигатаны и меча класса самураев периода Эдо (с 1600-е годов до конца 19-го века).
- Вакидзаси (脇 差, "вставляемый сбоку") - общий термин для мечей длиной от одного до двух сяку (от 30 см до 60 см), преимущественно изготавливался после 1600-х годов. Обычно это более короткий клинок, который носится вместе с катаной в традиционной паре мечей самураев - дайсё (дошин), однако этот меч могли носить в стиле катаны и другие классы людей, не только самураи, но только в единичном варианте. Название происходит от того, как меч вставляется в ножны через оби (пояс).
- Нагамаки (長巻, "длинное завертывание") - древковое оружие, похожее на нагинату, но с более прямым клинком, больше похожим на тати или катану, который крепится к обернутой рукояткой, похожей на очень длинную рукоять катаны. Название относится к стилю крепления, а также к типу клинка, что означает, что клинок нагината может быть установлено в креплении нагамаки и таким образом может считаться нагамаки.
Следует отметить, что есть холодное оружие, изготовленное таким же традиционным способом, что и истинные японские мечи, и они также считаются мечами, даже если они не имеют традиционную форму. Выделяется несколько видов:
- Нагината (なぎなた, 薙刀) - древковое оружие с изогнутым однолезвийным клинком. Крепление для клинка состоит из длинного деревянного древка, отличного от рукояти нагамаки, которая короче и обертывается плетением для лучшего хвата.
- Яри (槍, "копье") : копье, или копьеобразное древковое оружие. У яри есть различные формы клинков, от простого двустороннего плоского, до обоюдоострого с треугольным поперечным сечением и с симметричной (или с асимметричной) поперечиной (джумонджи-яри). Основной клинок симметричный, прямой и обычно короче, в сравнении с нагинатой. Однако существуют экземпляры яри с такими же большими, или ещё более крупными клинками, по сравнению с большинством образцов нагинат.
- Танто (短刀, "короткий меч") - нож или кинжал с клинком короче 30 см. Обычно однолезвийный, но встречаются и обоюдоострые реплики (хотя и асимметричные).
- Кен (剣, "меч") - обычно длиной походит на танто или вакидзаси, является религиозным или церемониальным мечом, с листовидным клинком. Некоторые экземпляры могут иметь размер превышающий вакидзаси, и могут также относиться к старым типам "предварительно изогнутых мечей", однако практически симметричных и обоюдоострых.
Другое холодное оружие или инструменты, изготовленные теми же методами, что и японские мечи:
- Йя (矢, "стрела") - военные стрелы.
- Когатана (小刀, "маленький клинок") - аксессуарный или вспомогательный нож, иногда находящийся в кармане со стороны ножен меча. Типичный клинок имеет длину около 10 см и ширину приблизительно 1 см и изготавливается с использованием тех же методов, что и более крупные мечи. Также называется "козука" (小 柄), что буквально означает "маленькая ручка", но эта терминология может относиться как к рукояти, так и к клинку вместе. В развлекательных СМИ когатана иногда изображается как метательное оружие, однако реальное назначение этого ножа было таким же, как у карманного на Западе.
Описание
Производство различных видов мечей в Японии делится на определенные периоды времени:
- Джокото (上古刀, "древние мечи", примерно до 900 г. н.э.)
- Кото (古刀, "старые мечи", около 900–1596 гг. н.э.)
- Синто ((新刀, "новые мечи, 1596–1780 гг. н.э.)
- Синсинто (新々刀, "новейшые новые мечи" 1781–1876 гг. н.э.)
- Гендейто (現代刀, "современные мечи", 1876–1945 гг. н.э.)
- Синсакуто (新作刀, "недавно изготовленные мечи", с 1953 года по настоящее время)
В наше время наиболее широко известным типом японского меча является катана Шиноги-Зукури, это однолезвийный изогнутый длинным меч, традиционно носимым самураями с 15-го века. Другие типы японских мечей включают в себя: цуруги или кен (которые является обоюдоострыми мечами), одати, тати (которые являются более старыми стилями длинных однолезвийных мечей), вакидзаси (меч среднего размера) и танто (который еще меньшего размера, сравним с ножом). Нагината и яри несмотря на то, что это древковое оружие, так же, по сути могут считаться мечами.
Японские мечи все еще часто встречаются в наше время. Как старинные, так и современные кованые мечи можно легко найти и купить. Современные, аутентичные нихонто сейчас изготавливаются несколькими сотнями мастеров-мечников. Много примеров мечей можно увидеть на ежегодном конкурсе, организованном Всеяпонской ассоциацией мечников, под эгидой "Nihontō Bunka Shinkō Kyōkai" (Общества по продвижению японской культуры меча).
Некоторые западные историки утверждают, что японская катана была одним из лучших в мировой военной истории рубящим оружием, предназначенным для использования по назначению.
Этимология термина
Слово "катана" часто использовалось в древней Японии и используется до сих пор, в то время как старое употребление слова "нихонто" встречается реже, к примеру в поэме "Песня нихонто" поэта династии Сун Оуян Сю. Слово "нихонто" стало более распространенным в Японии в конце сёгуната Токугава. Из-за импорта западных мечей слово "нихонто" было принято, чтобы отличать японские мечи от западных (洋刀, "йото").
Мейбутсу (знаменитые мечи) - это специальное обозначение шедевров в искусстве изготовления мечей, которые перечислены в сборнике 18-го века под названием "Кйохо Мейбутсухо". Перечисленные мечи - это клинки Кото из нескольких разных провинций, известно, что 100 из 166 перечисленных мечей существуют до сегоднешнего дня, причем клинки Сошу сохранились очень хорошо. В "Кйохо Мейбутсухо" также перечислены имена, цены, история и длина Мейбуцу мечей от мастеров Yoshimitsu, Masamune, Yoshihiro и Sadamune, которые очень высоко ценятся.
Анатомия японского меча
Клинок
Каждый клинок имеет уникальный профиль, в основном зависящий от кузнеца и метода производства. Самая выдающаяся часть – средняя часть сечения клинка, или синоги. На более ранних изображениях синоги были плоскими, и сужались к острию клинка. Однако мечи могут и полностью сужаться от синоги, дальше к краю клинка или даже расширяться от синоги, а затем сжиматься к лезвию (создавая трапециевидную форму). Плоский или сужающийся синоги называется синоги-хикуси, а плоский клинок называется синоги-такуши.
Синоги могут быть размещены около задней части клинка для более длинного, острого, но и более хрупкого лезвия или более умеренные синоги около центра клинка.
Мечи также могут имеет различные формы острия, что считается чрезвычайно важной характеристикой: остриё может быть длинным (окиссаки), средним (чукисаки), коротким (кокисаки) или даже загнутым назад (икури-окисаки). Кроме того, также важно, является ли передний край острия более изогнутым (фукура-цуку) или (относительно) прямым (фукура-кареру).
Киссаки (острие) не является видом "стамеско-подобного острия". Вид западной интерпретации ножа "танто" иногда встречается в реальных японских репликах. У прямого наклонного острия есть преимущество в том, что его легко шлифовать, но такая стркуктура имеет лишь поверхностное сходство с традиционными японскими киссаки. У киссаки изогнутый профиль и гладкая равномерная кривизна по всей поверхности до острия, ограничением со стороны лезвия служит прямая линия, называемая йокоте, которая имеет четкий вид с обеих сторон.
Хотя это не является общеизвестным, киссаки "острие стамески" возникло в Японии. Примеры этого термина приведены в книге Канзана Сато "Японский меч". Поскольку американские клинки широко используют данную конструкцию, есть распространенное заблуждение, что данный дизайн возник в Америке.
В хвостовиках "накаго" проделывают отверстия(одно или несколько), которые называются "мекуги-ано". Эти отверстия используются для закрепления клинка с помощью мекуги, небольшого бамбукового колышка, который вставляется в другую полость в рукояти цука через мекуги-ано, таким образом предотвращая выпадение клинка. Чтобы снять рукоять, нужно убрать мекуги. Подпись "мэй" кузнеца вырезается на хвостовике.
Ножны и эфес
На японском языке ножны упоминаются как "сая", а защита для рук "цуба". Зачастую, особенно в поздние годы периода Эдо, цубы изготовливали используя замысловатые формы, практически как отдельное произведение искусства. Другие аспекты креплений (кошаре), такие как менуки (декоративная нижняя часть рукояти), хабаки (держатель клинка в ножнах), фучи (втулка между цубой и рукоятью), кашира (навершие), козука (небольшой декоративный элемент), когайте (декоративное украшение), сая (ножны), и цука-ито (традиционная обертка рукояти, состоящая из переплетённых шнуров, также называется тсукамаки). Все эти составные части производятся на высоким уровне мастерства и сейчас.
Подпись и дата
"Мэй" - является подписью, расположенной на хвостовике японского меча. Поддельные подписи ("гимэй") распространены не только из-за желания выдать современные копии за многовековые артефакты, но и из-за желания ввести в заблуждение тех, кто признаёт только выдающихся кузнецов и гильдии, имеющие свои уникальные подписи.
Ученые - мечники собирают и изучают ошигаты, или рисунки взятые с клинков и перенесённые на рисовую бумагу, которые оформлялись в виде свитков.
Чтобы идентифицировать мэй, рукоятка отсоединяется, и меч ставят острием вверх. Мэй вырезают на на той стороне хвостовика, которая во время ношения традиционно находится на внешней стороне (то есть дальше от тела владельца). Так как катана и вакидзаси носятся лезвием вверх, они всегда располагаются на левом боку воина. Надпись будет выглядеть как упорядоченные кандзи на поверхности хвостовика: первые два кандзи представляют провинцию; следующая пара - кузнеца; а последний, если он вообще присутствует, иногда представляет собой символ "сделано" или "соответственно". Дата вписывается около мэй, и связывается либо с эпохой царствования; либо с зодиакальным циклом; либо рассчитывалась от срока правления легендарного императора Джимму (в зависимости от периода).
Классификация
Длина
Обычно основное различие японских мечей связано с длиной их клинков. Японские мечи измеряются в единицах «сяку». С 1891 года современный японский сяку, приблизительно равняется 30.3 см.
Однако исторический сяку был немного длиннее (около 35 см). Таким образом, иногда может возникать путаница относительно длины клинков, в зависимости от того, какое значение сяку предполагается при преобразовании в метрические.
Три основных градации длины японского клинка:
- 1 сяку или меньше, для танто (ножа или кинжала).
- 1–2 сяку для сёто (小刀:しょうとう) (вакидзаси или кодати).
- 2 сяку или больше для дайто (大刀) (длинных мечей, таких как катана или тати).
Клинок, который короче одного сяку, считается танто (ножом). Клинок более одного сяку, но менее двух считается сёто (коротким мечом). В этой категории находятся вакидзаси и кодати. Длина измеряется по прямой линии, проходящей поперек задней части клинка от кончика до манемачи (места где клинок соединяется с гардой). Большинство клинков, попадающих в диапазон размеров "сёто", являются вакидзаси. Тем не менее, некоторые дайто были разработаны с клинками, немного короче, чем 2 сяку. Они назывались кодати и находятся где-то посередине между дайто и вакидзаси. Сёто и дайто вместе называются дайсё (буквально, "большой маленький"). Дайсё стало символическим самурайским вооружением парного типа в период Эдо.
Клинок длиннее двух сяку считается дайто, или "длинный меч". Чтобы считаться дайто, клинок меча должен быть длиной более 2 сяку (приблизительно 60 сантиметров) по прямой линии. В то время как существует четко определенный нижний предел длины дайто, их верхнего предела не существует. Ряд современных историков, кузнецов и т. д. говорят, про мечи с длиной клинка более 3 сяку "длиннее, чем нормальный дайто", и обычно их называли или называют одати. Слово "дайто" часто используется для объяснения связанных терминов сёто (короткий меч) и дайсё (набор большого и малого меча). Миямото Мусаси пишет про длинные мечи в "Книге пяти колец". В этом произведении он ссылается на катану и называет нодачи и одачи "удлиненными мечами".
До 1500 года большинство мечей обычно носили с помощью подвешенных на поясе веревок. Этот стиль называется яндачи-цукури, а носимые таким образом дайто называли тати (средняя длина клинка 75–80 см). С 1600 по 1867 год большинство длинных мечей носили через оби (пояс) в паре с меньшим, сёто. Этот стиль называется «буке-дзукури», и все дайто, которые носят таким образом - это катана, длина клинка составляет, в среднем, 70–74 см. Тем не менее, также существуют нихонто и с большей длиной клинков, до 78 см.
Ношения меча лезвием вниз было не просто способом закрепить оружие на поясе, это был своего рода «стиль». Данное утверждение упрощает важную функцию такого способа ношения меча. Это прямой пример "функции, следующей за формой". На раннем этапе японской истории большая часть войны велась на лошадях. В таком случае, если бы меч или клинок находились в более вертикальном положении, то их было бы неудобно использовать. Подвешивание меча за «шнуры» позволило ножнам находиться в более горизонтальном положении, что являлось несомненным удобством для всадников.
Аномально длинные клинки (длиной более 3-х сяку), которые обычно носили через спину, называются одати или нодати. Слово "дати" также иногда используется как синоним для нихонто. Одати означает "большой меч", а нодати переводится как «полевой меч». Эти длинные мечи активно использовались пехотой во время войн, так как длинный меч давал определённое преимущество обычному солдату. В данное время в Японии эти мечи незаконны. Гражданам не разрешается владеть одати, если только эти мечи не предназначены для церемониальных целей.
Вот список длин для различных типов клинков:
- Нодати, одати, джин тати : 90,9 см и более (более трех сяку)
- Тати, катана: более 60,6 см (более двух сяку)
- Вакидзаси: от 30,3 до 60,6 см (от одного до двух сяку)
- Танто, айкучи : до 30,3 см (под одну сяку)
Клинки, длина которых находится рядом с другим типом классификации, описываются с префиксом «O-» (для больших) или «Ko-» (для меньших), например, вакидзаси длиной 59 см называется «О-вакидзаси» ("почти катана"), тогда как катана с клинком в 61 см называется ко-катана ("маленькая катана") однако стоит обратить внимание, что маленький аксессуарный клинок, иногда находящийся в ножнах длинного меча, также является "когатана" (小刀).
С 1867 года ограничения и/или демонтирование класса самураев означали, что большинство клинков стали носить в стиле "дзиндачи-дзукури", как офицеры западных военно-морских сил. С 1953 года произошло возрождение стиля буке-дзукури, разрешенного только для демонстрационных целей.
Школы мастерства
Большинство старых школ, где изучается владение японскими мечами, находятся в пяти провинциях, в каждой из которых, помимо самих школ, были свои традиции и "отличительные знаки" (например, мечи из провинции Мино "с самого начала славились своей остротой"). Эти школы известны как Гокаден (Пять Традиций). Выделяют следующие традиции и провинции:
- Школа Сёшу, известная как итама хада и мидареба хамон в ние деки.
- Школа Ямато, известная своими масаме хада и сугуха хамон в нэ деки.
- Школа Бизен, известная своими мокумэ хада и хамон мидареба в Ниой деки.
- Школа Ямаширо, известная мокуме хада и сюгуха хамон в ном деки.
- Школа Мина, известная хада мокуме и мидареба хамон, смешанный с тогари-ба .
В эпоху Кото было несколько других школ, которые не вписывались в Пять Традиций или были известны тем, что смешивали элементы каждого Гокадена, и их называли вакимоно ("маленькая школа"). Обычно упоминалось 19 различных вакимоно.
История
Производство мечей в Японии делится на определенные периоды времени: джокото ("древние мечи", примерно до 900 г. н.э.), кото ("старые мечи" примерно с 900-1596 гг.), Синто ("новые мечи" 1596-1780 гг.), Синсинто ("новейшие новые мечи" 1781-1876) гг., гендаито ("современные мечи", 1876-1945 гг.), и синсакуто ("недавно изготовленные мечи" с 1953 г. по настоящее время).
Ранняя история
Ранними примерами мечей были прямые тёкуто или джокуто и другие с необычными формами, некоторые из стилей и элементов конструкции, вероятно, были заимствованы от китайских мечей, а некоторые из них были напрямую импортированы через торговые связи.
Мечи, выкованные между 987 и 1597 годами, называются кото (古刀 букв. "старые мечи"), они считаются вершиной японского мечепроизводства. Ранние модели имели неровное искривление с самой изогнутой частью клинка в рукояти. В более поздние эпохи, центр кривизны имел тенденцию смещаться вверх по клинку.
Предшественник японского меча назывался «меч варабит ( 蕨手刀)", он был изготовлен народностью Эмишей в регионе Тхоку. В середине периода Хэйан самураи усовершенствовали варабит, создав кенукигататати (毛抜形太刀) – ранний японский меч.
Японский меч, широко известный сегодня, с его глубокими, изящными искривлениями начинает свое происхождение от Синоги-Цукури (однолезвийных мечей) наподобие тати, которые были разработаны примерно в середине периода Хэйан для решения потребности в оружии растущего военного класса. Их форма отражает изменение стиля ведения войны в Японии. В те времена кавалерия была преобладающей боевой единицей, и более старые прямые тёкуто были по сути непригодны для борьбы при использовании всадниками. Изогнутый меч - гораздо более эффективное оружие, когда его держит воин верхом на лошади, потому что изгиб клинка значительно увеличивает нисходящую силу режущего действия удара. Кроме того, у изогнутого меча меньше шансов застрять в теле пехотинца, что может привести к задержке конника.
Тати - это меч, который, как правило, больше катаны, носили его в ножнах лезвием вниз. Это была стандартная форма ношения меча на протяжении веков, однако в конечном итоге, её вытеснит стиль ношения катаны, при котором ножны закреплялись за поясом, а лезвие всегда находилось сверху. Тати носили перекинутым через левое бедро. Во время ношения подпись на хвостовике клинка всегда находилась снаружи меча. Эта характеристика важна для понимания и развития функций различных стилей ношения мечей, начиная с тех времен.
При ношении в полном доспехе тати сопровождается более коротким клинком в форме, известной как кошигатана ("меч на поясе"). Обычно это был танто, тип короткого меча, где рукоять и ножны образуют стиль крепления, называемый айкучи ("встречающий рот"). Кинжалы (танто) использовались как для ведения ближнего боя, так и для личной защиты.
Монгольские нашествия на Японию в 13-м веке стимулировали дальнейшее развитие японского меча. Часто самураи были вынуждены вместо традиционной конной стрельбы из лука переходить к рукопашной схватке, и многие воины обнаружили, что их мечи малоэффективны и склонны к повреждениям при использовании против толстых кожаных доспехов захватчиков. В связи с этим японские мечники стали адаптировать тонкие и упрощенные формы клинка мечей. Некоторые японские мечники этого периода в ответ на монгольскую угрозу стали изготавливать клинки с более толстой спинкой и более выраженными остриями.
К 15 веку разразилась гражданская война Сэнгоку Дзидай, и огромная потребность в мечах вместе с жестокостью сражений привели к тому, что высокохудожественные приемы периода Камакура (известного как "Золотой век изготовления мечей") были оттеснены на второй план в пользу более утилитарного и одноразового оружия. Экспорт нихонто достиг своего апогея во время периода Муромати, когда по крайней мере 200 000 мечей были отправлены в Китай. При династии Мин была попытка сократить производство японского оружия и сделать его более труднодоступным для вооружения пиратов в азиатском регионе.
В 15-м и 16-м веках потребности самураев, которым все чаще требовались подходящие мечи для использования в более тесных помещениях, а так же растущее число пехотинцев, вооруженных только копьями, привели к созданию утигатаны, как в одноручной, так и в двуручной формах. По мере развития гражданских войн в Сэнгоку утигатана превратилась в современную катану и заменила тати в качестве основного оружия самураев, особенно когда на них не было доспехов. Многие более длинные тати были укорочены в 15-17 веках, для удовлетворения спроса на катаны.
С течением времени производство мечей сильно снизилось из за огнестрельного оружия, которое было введено в качестве решающей силы на поле битвы. В конце периода Муромати сёгуны Токугава издали правила, определяющие тех, кто может владеть мечами, а так же носить их в дайсё, эффективно стандартизировав описание нихонто.
Новые мечи
Во времена мира мечники вернулись к изготовлению изощренных и художественных клинков, начало периода Момоямы ознаменовалось возвращением высококачественных творений. Поскольку техники древних кузнецов были утрачены во время предыдущего периода войны, эти мечи назывались "синто" (新 刀) , буквально "новые мечи". Обычно они считаются низшими по сравнению с большинством кото ("старинные мечи") и совпадают со снижением производственных навыков. По мере развития периода Эдо качество клинков ухудшилось, хотя украшения были усовершенствованы. Первоначально, по религиозным соображениям, были добавлены простые но со вкусом гравюры, известные как хоримоно. Позже, в более сложных работах на многих синто форма перестала строго следовать функции.
При сёгунате Токугава производство мечей и использование огнестрельного оружия сократились. Мастер мечей Суишинси Масахиде (ок. 1750–1825 гг.) опубликовал мнение, что искусство и техника мечей уступают клинкам кото, и что все мастера-мечники должны возродить утраченные техники. Масахид путешествовал по земле, обучал тому, что знал, всех, кто стал его слушать. Некоторые кузнецы-мечники сплотились и, основываясь на знаниях от Масахида, приступили к возрождению японского кузнечного дела. С отказом от стиля синто и повторным введением старых, а так же вновь открытых методов ковки мечи, изготавливаемые в стиле кото, между 1761 и 1876 годами стали называть синсинто (新 新 刀), "мечи нового возрождения" или буквально "новейшие новые мечи". Считается, что эти мечи превосходят большинство синто, но уступают истинным кото.
Прибытие Мэтью Перри (не того который играл в сериале "Друзья", а коммодора военно-морского флота Соединенных Штатов) в 1853 году и последующий Канагавский договор принудительно ввели Японию во внешний мир, после чего последовала быстрая Реставрация Мэйдзи. Указ о запрете на ношение оружия в общественных местах с 1876 года охватывал все виды оружия, как холодного так и огнестрельного. В тот период продажа мечей резко упала, многие кузнецы остались без торговли, и ценные навыки снова были потеряны. Нихонто использовали только люди немногих профессий, к примеру полиция. В то же время кендо (боевое искусство) было включено в подготовку полицейских, чтобы сотрудники имели по крайней мере необходимую подготовку для правильного использования мечей.
Со временем появилось мнение, что солдаты всё же должны были быть вооружены мечами, и в течение десятилетий (с начала 20-го века) мечники снова активно принялись за работу. Эти мечи, насмешливо называемые "гунто", часто закаливались в масле или просто штамповались из стали, им давали серийный номер, а не резную подпись. Серийно выпускаемые гунто часто напоминали западные кавалерийские сабли, а не традиционные нихонто, с клинками, немного короче аналогов относящихся к периодам синто или синсинто. Военные мечи, сделанные вручную традиционным способом, часто называют гендейтами. Мастерство изготовления мечей поддерживалось благодаря усилиям нескольких людей, в частности Гассана Садакадзу (月 山 貞 一, 1836–1918 гг.) и Гассана Садакацу (月 山 貞 勝, 1869–1943 гг.), которые работали в качестве имперских ремесленников. Эти кузнецы производили прекрасные образцы, которые изготавливались на основе традиций лучших старых клинков для Императоров и других высокопоставленных чиновников. Ученики Садакацу были названы "Нематериальными культурными активами", "Живыми национальными сокровищами", поскольку они воплощали знания, которые считались фундаментально важными для японской самобытности. В 1934 году японское правительство вводит военную классификацию нового армейского меча "син гунто" (первой версией которого была катана "тип 94"), а так же многих других мечей, изготовленных машинным способом, либо вручную, для использования в боях Второй мировой войны.
Новейшая история и современное использование
После оккупации Соединенными Штатами, в конце Второй мировой войны, все вооруженные силы Японии были расформированы, и производство нихонто было разрешено только с одобрения полиции или правительства. Запрет был отменен благодаря личному обращению доктора Джунжи Хонма. Во время встречи с генералом Дугласом Макартуром, Хонма изготовил примеры клинков из разных периодов японской истории, и Макартур смог очень быстро определить, какие клинки обладают художественной ценностью, а какие можно считать просто оружием. В результате этой встречи формулировка запрета была изменена, а именно уничтожению подвергалось только оружие, в то время как мечи, имеющие художественную ценность, учитывались и сохранялись. Тем не менее, многие из старинных образцов нихонто были куплены американскими солдатами по выгодной цене. В 1958 году в Америке было больше японских мечей, чем в Японии. Подавляющее большинство из этого миллиона или более образцов были гунто, но все же, среди них, было и значительное количество старых мечей.
После периода Эдо мечники все чаще переходили на изготовление гражданских товаров. Оккупация и ее правила почти положили конец производству традиционного нихонто. Несколько кузнецов всё же продолжали своё дело, и Хонма стал основателем Общества по сохранению японского меча (美術 刀 剣 保存 協会, Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai), поставив перед собой задачу сохранить старые технологии и традиционные клинки. Благодаря его усилиям и усилиям других единомышленников, нихонто не исчезает, многие кузнецы продолжили работу, начатую Масахиде, и по-новому открыли старые техники изготовления мечей.
Современные мечи, изготовленные в соответствии с традиционными методами, обычно называют синсакуту (新作刀) , что означает «вновь изготовленные мечи». Такие мечи, если они предназначены для боевых действий, называют синкен (真剣). Тренировочные же варианты именуют йайто.
Из-за популярности в современных СМИ копии традиционных нихонто получили широкое распространение на рынке мечей, и обычно предназначенны, в данное время только для показа. Есть множество разнообразных экземпляров, начиная от небольших вскрывателей писем до масштабных "настенных" образцов. Эти изделия обычно изготавливаются из нержавеющей стали, что делает их либо ломкими (если они изготовлены из нержавеющей стали серии 400, которая предназначена для столовых приборов), либо плохо удерживающими заточку (если произведены из 300 серии нержавеющей стали) поэтому их лезвие либо очень грубое и ломкое, либо абсолютно тупое. Есть свидетельства об качественных образцах нихонто из нержавеющей стали, однако, в лучшем случае, это очень редкие экземпляры. Некоторые реплики нихонто использовались в относительно недавних вооруженных ограблениях, что способствовало принятию запрета на продажу, импорт и аренду самурайских мечей в Великобритании. Зачастую, в рамках маркетингового хода, современные неисторические клинки и материалы часто называют традиционными тем самым дезинформируя покупателей древности.
В Японии подлинные японские мечи ручной работы, с острыми лезвиями, будь то старинные или современные образцы, классифицируются как предметы искусства (а не оружие) и должны иметь соответствующую сертификацию, для того чтобы собственник владел ими законно. Некоторые компании и независимые кузнецы за пределами Японии также изготавливают японские мечи, различного уровня качества.
Производство
Японские мечи часто изготавливались с различными профилями, толщиной клинка и степенью заточки лезвия. Например, вакидзаси были не просто уменьшенной версией катаны, они часто выковывались в хира-дзукури, или других подобных формах, которые очень редко применялись в других мечах.
Дайсё не всегда ковали одинаково. Если самурай мог позволить себе дайсё, то, для определённого удобства в использовании, оба этих меча иногда приобретались у разных кузнецов и в разных стилях. Даже если в дайсё состоит из пары мечей одного и того же кузнеца, они не всегда ковались для совместного использования или изготовливались в одном стиле. Отсюда мечи в дайсё, изготовленные конкретно друг под друга, органично смонтированные и принадлежащие/носимые как пара, являются необычными и считаются очень ценными, особенно если они все еще сохраняют свои первоначальные крепления (в отличие от более поздних креплений, даже если образцы с более поздними креплениями так же произведены как пара).
Традиционное изготовление японского клинка обычно занимало недели или даже месяцы и считалось священным искусством. Как и во многих сложных начинаниях, это было делом не одного мастера, а целой группы, в том числе и нескольких художников. Обычно один кузнец выковывал грубую форму (часто это был подмастерье или ученик), чтобы подготовить металл, который, в последствии, дорабатывали мастер, специализированный полировщик (так называемый тоги), а также различные ремесленники, которые изготавливали кошира (различные детали, используемые для украшения готового клинка), сайя (ножны), цуку (рукоять), фучи ("воротник" или втулка на рукоять между цукой и цубой), кашира (навершие) и цуба (своеобразная гарда). Считается, что процесс заточки и полировки занимал столько же времени, сколько и ковка самого клинка.
Традиционный японский меч производится из определенным образом изгототовленной японской стали "тамагаган". Наиболее распространенный метод изготавления клинка японского меча – ламинирование. Это комбинация из двух различных сталей: более жесткой (внешней оболочки) обернутой вокруг более мягкой внутренней сердцевины. Это создает клинок, который имеет твердое и острое, как бритва, лезвие, со способностью поглощать удары таким образом, чтобы уменьшить вероятность поломки клинка, при использовании его в бою. Кавагане (твёрдая сталь), для наружной оболочки лезвия, производится путём нагревания блока из сырой стали, который затем расплющивают до состояния стержня с плоской задней частью. Затем эта сталь охлаждается и разбивается на более мелкие блоки, которые проверяются на наличие примесей, после чего куски вновь собирается воедино, и повторно куются. Во время этого процесса стальные заготовки нагревают и расплющивают, практически распластывают, а затем, складывая друг на друга, повторно сваривают (кузнечной сваркой) для создания сложной структуры из многих тысяч слоев. Каждая отдельная сталь складывается по-разному, чтобы обеспечить необходимую прочность и гибкость, которые обеспечивают разные виды сталей. Точный способ складывания, ковки и повторной сварки стали определяет характерный рисунок клинка, "джихада" (также называемый "джиган" применительно к фактической поверхности стального клинка), особенность, которая указывает на период, место изготовления и фактического производителя клинка. Практика складывания также обеспечивает более однородный клинок, при этом углерод в стали равномерно распределяется, и сталь освобождается от пустот, которые могут привести к трещинам и поломке клинка в бою.
Синганэ (внутренняя сердцевина клинка) изготавливается из относительно мягкой стали, с более низким содержанием углерода, чем кавагане. Для этого стальной блок так же расплющивают, складывают и сваривают, аналогично хадагану, но с меньшим количеством сгибов. После чего блок хадагана снова нагревают, выковывают и складывают в U-образную форму, в которую синган вставляется до упора, ограничение располагается чуть ниже острия клинка. Затем новую композитную стальную заготовку нагревают и проковывают, чтобы не допустить остатков воздуха или грязи между двумя слоями стали. Во время этого процесса формируется длина заготовки, пока она не приблизится к окончательному размеру и форме готового меча. Для формирования острия от кончика заготовки отрезается треугольная секция, затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), таким образом создаётся киссаки. На данном этапе процесса заготовка для лезвия имеет прямоугольное сечение.
Заготовка снова нагревается и куётся, до создания формы и структуры уже практически готового клинка. Это: толстая спинка (муне), более тонкий край (ха), изогнутый кончик (киссаки), а так же выемки по лезвию (хамачи) и спина хвостовика (мунемачи), которые отделяют клинок от хвостовика (накаго). Такие детали, как линия хребта (синоги), еще это одна отличительная особенность японского меча, которая формируется на этой стадии процесса. В этот момент вступаю в игру умения кузнеца, так как процесс ковки заставляет клинок естественным образом изгибаться неустойчивым образом, более толстая спинка имеет тенденцию изгибаться к более тонкому краю, и мастер должен умело контролировать форму, чтобы придать ей необходимую кривизну, обращённую вверх. Ковка завершается процессом доводки спусков и первичной обработки лезвия, после которых все физические характеристики и форма клинка становятся узнаваемыми. Поверхность лезвия оставляется в относительно шероховатом состоянии, готовая к процессам закалки. Затем заготовку полностью покрывают глиняной смесью, которая наносится более плотно вдоль задней части и боков клинка, относительно области кромки. Полосу оставляют сохнуть, пока кузнец готовит кузницу для окончательной термической обработки клинка, яки-яра, закалки режущей кромки.
Этот процесс происходит в затемненной кузнице, традиционно ночью, чтобы кузнец мог определить, на глаз по цвету и, следовательно, по температуре степень готовности клинка, пропуская его снова и снова через пылающий уголь. Когда считается, что степень готовности клинка наилучшая (традиционно лезвие должно быть "цвета луны в феврале или августе", кстати, эти месяца чаще всего встречается в датах на надписях хвостовиков), клинок, лезвием вниз, направляется в резервуар с водой. Точное время, необходимое для нагрева меча, температура клинка и воды, в которую он погружается, индивидуальны для каждого кузнеца и, как правило, являются тщательно охраняемыми секретами. Одна из легенд рассказывает о кузнеце, который отрезал руку своего ученика для проверки температуры воды, которую он использовал в процессе закалки. Нанесение глины различной толщины на лезвие позволяет стали быстрее охлаждаться вдоль более тонкого покрытого края при погружении в резервуар с водой и, таким образом, закаляться до более твердой стали, называемой мартенсит, такую сталь можно утончить до остроты бритвы. Толстая задняя спинка охлаждается медленнее, сохраняя характеристики перлитной стали в плане относительной мягкости и гибкости. Соблюдение сложного метода, при котором глина наносится на клинок и частично соскребается по лезвию, является определяющей технологией в формировании формы и особенностей кристаллической структуры, известной как хамон. Эта отличительная линия закалки, проходящая около края лезвия, является одной из основных характеристик, которые должны оцениваться при исследовании лезвия.
Мартенситная сталь, которая образуется от края лезвия до хамона, фактически является линией перехода между этими двумя различными формами стали, и именно в этом участке можно обнаружить большинство форм, цветов и узоров на стали японского меча. Различия в форме и структуре хамона указывают на период изготовления, кузнеца выковавшего клинок, школу мастерства и даже место изготовления меча. Наряду с эстетическими качествами хамона существуют, пожалуй, и реальные практические функции. Закаленный край - это то место, которое получает большую часть любого потенциального повреждения клинка. Этот закаленный край может многократно получать повреждения и в дальнейшем снова затачиваться, хотя эти процессы, разумеется, изменяют и саму форму лезвия. Определённая форма меча позволяет лучше сопротивляться сопернику в бою.
Почти все лезвия имеют уникальные украшения в виде хамона, хотя не все украшения располагаются только на видимой части лезвия. Как только клинок остывает, а глина соскабливается, на нем могут быть вырезаны долы (хи или бо-хи). Кроме того, на данном этапе выполняется нанесение одной из самых важных отметок на мече: подписи на хвостовике. Она врезается в часть хвостовика, на месте где эти иероглифы будут позже закрыты рукоятью. Хвостовик никогда не должен быть заполирован, это может уменьшить ценность меча вдвое или более. Цель демонстрации первозданного хвостовика состоит в том, чтобы показать, насколько хорошо стареет сталь.
Некоторые другие знаки на лезвии имеют эстетический символизм: посвящения (написанные иероглифами кандзи) а так же гравюры, называемые "хоримоно". Гравюры харимоно обычно изображали богов, драконов или других мистических существ. Некоторые из дополнительных элементов более практичны. К примеру, дол (самый базовый тип называется «хи») уменьшает вес меча, сохраняя при этом его структурную целостность и прочность.
Использование
В период Камакуры тати становится основным кавалерийским оружием на поле битвы. До этого меч был в основном второстепенным оружием и использовался на поле битвы только после того, как лук или древковое оружие перестали быть актуальными. В период Эдо самураи, в основном, были пешими воинами, проводилось гораздо меньше сражений конников на открытых полях сражений. Необходимость эффективного холодного оружия ближнего боя привела к тому, что самураи стали вооружаться в стиле дайсё.
Испытание мечей на их основные характеристики, называется тамэсигири. Практиковалось тамэсигири на различных материалах: бамбуке, циновке, шлемах, и даже на людях (часто на телах преступников которым была назначена казнь, однако некоторые самураи использовали для тестирования попавшихся им бродяг). Практики тамэсигири позволяли отработать технику ударов, а так же проверить целостность, остроту, и мастерство изготовления меча.
Кендзюцу - японское боевое искусство использования нихонто в бою. Нихонто это, в первую очередь, рубящее, или, точнее, рубяще-режущее оружие. Однако умеренное искривление меча так же позволяет наносить достаточно эффективные колющие удары. Рукоятка предназначена для двуручного хвата, однако существует немало техник и для одноручного использования нихонто. Расположение правой руки на рукояти диктуется как длиной рукоятки, так и длиной руки держателя. Баттодзюцу и иай-дзюцу - два других боевых искусства, которые были разработаны специально для обучения рисованию мечом и атакам в одно движение. Эти, внешне похожие, техники обычно отличаются теориями методами обучения.
Кроме того для отточки ударов существовала особая техника, называемая Тен-уси. Тен-уси обучает организованному движению рук и запястий во время нисходящего удара. Когда меч уже почти опускается вниз, локтевой сустав резко сгибается в последний момент, возвращая меч в исходное положение. Это движение приводит к тому, что возникает ощущение фехтовальщиком легкого изгиба рукояти, и, если все сделано правильно, говорят, что вы чувствуете, будто "выжимаете полотенце". Само по себе это движение заставляет лезвие меча поражать цель остротой и силой веса меча. Оно используется, чтобы сломить начальное сопротивление при вхождении клинка в тело. После первого движения начинается давление, с помощью которого меч как бы протаскивается сквозь цель. Поскольку нихонто, по сути, разрезает, а не рубит, именно это "протаскивание" позволяет оружию наносить максимальный урон и, таким образом, улучшает технику удара. Удары практикуемые тен-уси проходят через целевые объекты практически на полной скорости. Колебания объектов, на которые приложено воздействие, практически не видны, если вообще видны. Предполагается, что целью является, к примеру, человеческий торс. С помощью тен-учи ломается начальное сопротивление, оказываемое мышцами плеча и ключицей. При правильном выполнении режущее движение будет продолжаться, какие бы кости ни встретились, до тех пор, пока клинок не выйдет из тела. Это происходит благодаря комбинированному воздействию правильного наложения силы и изогнутой форме меча.
Почти все стили кендзюцу имеют одинаковые пять основных защитных поз. Это следующие позы: тудан-но-камаэ ("средняя поза"), джадан-но-камаэ ("высокая поза"), гедан-но-камаэ ("низкая поза"), хасо-но-камаэ ("восьмисторонняя поза") и ваки-гамаэ ("боковая поза").
Острое лезвие нихонто настолько жесткое, что на нём могут образоваться сколы при ударе о такой же твердый или ещё более твердый объект, к примеру, при ударе о лезвие другого меча. Таким образом, блокирования встречного удара лезвия о лезвие, как правило, избегали. Фактически, уклончивые маневры тела были более предпочтительными, чем контакт с лезвием, однако, если иная защита была невозможна, то для блокирования меча противника во многих стилях использовали всё же не хрупкое лезвие, а гарду или обух клинка. Популярным методом защиты от нисходящих ударов было простое отбивание меча в сторону. В некоторых случаях использовался "зонтичный блок", который представлял собой диагонально расположенный клинок над головой (острие указывает на землю, навершие на небо), что создает эффективный щит от нисходящего удара. Если угол блока был достаточно острым, благодаря изгибу лезвия меча можно было осуществить нападение.
Ношение
На протяжении всей истории японские мечи носили несколькими различными способами. Стиль, наиболее часто встречающийся в фильмах о самураях, называется "буке-дзукури", с катаной (и вакидзаси, если этот меч также присутствует), повёрнутой изгибом вверх, с ножнами, протянутыми через оби (пояс).
Меч носится в ножнах и засовывается за пояс самурая. Первоначально мечи носили лезвием вниз. Это был более удобный способ ношения очень длинных мечей. Так же, подобным образом, самураи предпочитали носить мечи если они в доспехе или верхом на лошади. Большая часть самурайских доспехов затрудняла быстрое извлечение меча из любой другой области на теле. Когда самураи были без доспехов, то, обычно, носили мечи лезвием вверх. Это позволяло извлечь меч и нанести удар одним быстрым движением. В одном из таких способов извлечения меча самурай опускал ножны вниз почти под прямым углом и немного вытаскивал их из пояса левой рукой, затем, схватив рукоять правой рукой, выхватывал меч, одновременно возвращая ножны в исходное положение.
Комментарии
Добавить комментарий