Наследие Эдварда Окшотта: стили гарды

нет голосов

Гарды (элементы меча, отделяющие рукоять от клинка), были сгруппированы в 12 основных стилей и обозначены арабскими цифрами от 1 до 12. Эти стили имели показали почти безграничное разнообразие видов и художественного оформления. После цифры может присутствовать буква, обозначающая подтип того или иного стиля.

Стиль 1 | Стиль 2 | Стиль 3 | Стиль 4 | Стиль 5 | Стиль 6 | Стиль 7 | Стиль 8 | Стиль 9 | Стиль 10 | Стиль 11 | Стиль 12

Стиль 1

Стиль гарды 1 по Окшотту

Одна из простейших форм, эта гарда является просто прямым бруском металла, сужающимся к концам. Это знаменитая форма «Gaddhjalt» (рукоять-шип), которая была в постоянном употреблении, начиная с Эпохи Викингов вплоть до 17 века. Поперечное сечение может быть квадратным, круглым или восьмиугольным. Стиль 1А это упрощенная форма, которая была просто прямым прутом с квадратным, круглым либо восьмиугольным сечением, расширяющаяся в центре для крепления хвостовика клинка.

Стиль 2

Стиль гарды 2 по Окшотту

Этот стиль немного сложнее, чем Стиль 1. Каждое из прямых плеч гарды утоньшается в середине и возвращается к первоначальной ширине ближе к концу. Самые известные экземпляры мечей с такими гардами датируются 15 веком, но существует и более ранние экземпляры.

Стиль 3

Стиль гарды 3 по Окшотту

Этот стиль состоит из относительно короткого, прямоугольного в сечении бруска. Этот стиль был первый раз популярен в 12-13 веках, и затем вновь появился в 14-15 веках (1380-1430гг).

Стиль 4

Стиль гарды 4 по Окшотту

Это довольно простой стиль, состоящий из прямого перекрестия с концами плеч, загнутыми в сторону клинка. Множество экземпляров этого стиля были найдены на мечах, датированных 12 веком, но данный стиль не был ограничен только этим временем, и мечи с такими гардами находились и 10 века, и 15 века. Сечение квадратное или круглое.

Стиль 5

Стиль гарды 5 по Окшотту

Этот популярный стиль известен как «галстук-бабочка» из-за его расширяющихся и сплющенных плеч. Гарды этого стиля часто украшались, и были найдены в основном на «великих мечах» Типа XIIIa и Типа XIIIb, хотя встречались и на других мечах. Этот стиль был популярен в 13-14 веках.

Стиль 6

Стиль гарды 6 по Окшотту

Этот популярный стиль известен как «галстук-бабочка» из-за его расширяющихся и сплющенных плеч. Гарды этого стиля часто украшались, и были найдены в основном на «великих мечах» Типа XIIIa и Типа XIIIb, хотя встречались и на других мечах. Этот стиль был популярен в 13-14 веках.

Стиль 7

Стиль гарды 7 по Окшотту

Этот стиль состоит из широкой плоской части (если смотреть со стороны навершия), искривленной в сторону клинка. Этот стиль был популярен главным образом в 14 веке.

Стиль 8

Стиль гарды 8 по Окшотту

На первый взгляд, Стиль 8 может быть принят за Стиль 4, который является простой крестовиной, у которой концы плеч загнуты в сторону клинка. Однако, это значительно более сложный стиль с шестиугольным поперечным сечением вместо квадратного или круглого сечения Стиля 4. Он также имеет явный выступ по центру гарды в сторону клинка, которого нет ни у одной гарды Стиля 4. Этот стиль был популярен в 14-15 веках.

Стиль 9

Стиль гарды 9 по Окшотту

Это один из более сложных в изготовлении стилей. Стиль 9 имеет широкое и плоское поперечное сечение, схожее с Стилем 7, но концы плеч гарды закручены и плечи сильнее загнуты в сторону клинка. Сечение гарды также сложное, имеющее вид плоского алмаза, или же плоское сверху, а снизу имеющее V – образные скосы. Этот стиль так же имеет выступ по центру гарды в сторону клинка. Большинство экземпляров мечей с такими гардами датируются 14-15 веками.

Стиль 10

Стиль гарды 10 по Окшотту

Это еще один прямой стиль гарды, но более сложный из-за того, что плеч гарды сужаются к клинку быстрее у концов плеч, и медленнее при приближении к клинку. Этот стиль так же имеет выступ по центру гарды в сторону клинка. Данный стиль был популярным в 15-16 веках.

 Стиль 11

Стиль гарды 11 по Окшотту

Стиль 11 в основном характеризуется выпуклостями на концах плеч гарды, и круглым либо ромбовидным сечением. Этот поздний стиль гарды был популярен главным образом в течение 15-16 веков.

Стиль 12

Стиль гарды 12 по Окшотту

Стиль 12 - это еще один сложный стиль гарды. Ее плечи изогнуты в противоположные стороны в горизонтальной плоскости, имея S – образную форму, если смотреть на гарду со стороны навершия. Сечение гарды может быть круглым, ромбовидным, шестиугольным или восьмиугольным. Этот стиль был популярен в 15-16 веках.

Стили рукоятей

Есть еще один последний элемент конструкции средневековых мечей, который может помочь в их классификации. В то время как он не получил своей пронумерованной типологии, Окшотт обсуждал этот вопрос в длинной части своей книги «Меч в эпоху рыцарства». Рукояти мечей чаще всего изготавливались из органических материалов (кожа, рог, кость, дерево) и не всегда сохранялись до наших дней. В тех случаях, когда они все же сохранились, они могли быть важным индикатором для идентификации и датировки меча, так как они тоже были подвержены влиянию моды. Существуют два основных способа сборки рукояти меча.

Накладки

Способ сборки рукояти накладками

Рукоять делается из двух половин, вырезанных так, чтобы подойти по форме к хвостовику. Рукояти такого типа в основном у мечей с широкими и плоскими хвостовиками, и были популярны в Эпоху Викингов и до 12 века (хотя некоторые отдельные экземпляры находились и позднее). Такие рукояти обычно имеют сечение в виде овала с плоскими сторонами, и сужаются по мере приближения к навершию.

 Сквозная сборка

Сквозной способ сборки рукояти

Этот метод сборки рукояти более сложный и лучше подходит для хвостовиков в виде «стебля», как их называл Окшотт – более длинных и более тонких. При таком способе сборки, собранная рукоять надевается прямо на хвостовик клинка. При таком способе сборки хвостовик нагревается, после чего рукоять (деревянная внутри) надевается на него, и хвостовик прожигает деревянную сердцевину рукояти, делая в ней отверстие, идеально подходящее по форме под хвостовик. Рукояти такого типа были обычно более округлыми, и часто были круглыми или шестиугольными.

Различные типы конструкции рукояти могут быть в свободной манере разделены между типами мечей, с взаимными наложениями и исключениями, таким же образом, каким Окшотт разделил мечи на 2 группы: мечи Группы I (Типы X - XIV) обычно имели конструкцию рукоятей с накладками, в то время как мечи Группы II (Типы XV-XXII) обычно имели сквозную сборку рукоятей.

Окшотт выделял восемь распространенных форм рукоятей меча, но отмечал, что среди них существует огромное разнообразие в деталях конструкций и используемых материалах.

 

Группы рукоятей мечей по Окшотту

                                                                               Мечи Группы 1                                                                                                  Мечи Группы 2

Материалы, использовавшиеся при создании рукоятей, имели большое разнообразие, аналогично разнообразию клинков, гард и наверший во времена расцвета средневековых мечей. Обычно рукояти изготавливались из дерева, кости, или рога. Множество рукоятей были покрыты кожей, пергаментом, или тканью, и часто были украшены намотанным сверху шнуром или проволокой. Были найдены экземпляры мечей и с рукоятями только из дерева или рога. После 13 века такие простые рукояти все еще продолжали использоваться, но стали появляться и все более сложные конструкции. Если использовалась проволока, оны была обычно скрученной из нескольких других полос. Когда рукоять была обмотана шнуром, она часто была покрыта тонкой лайковой кожей или замшей, благодаря чему контур шнура под кожей выступал на ней.

В 15 веке появились длинные рукояти, состоящие из двух элементов различной формы, либо из одного элемента, выполненного в форме составного. Такие рукояти обычно имели сквозную сборку. Многие из них имели разное покрытие на своих половинах, например, нижняя часть рукояти покрывалась кожей, а верхняя проволокой.

Важно заметить, что меч на протяжении своей жизни мог перенести несколько замен покрытия рукояти, или даже замену всей рукояти. При этом стили рукояти могли сильно изменяться с течением времени под влиянием моды, таким образом, стоит с особой осторожностью пытаться использовать рукоять для датировки меча.