В своей книге «Мечи эпохи рыцарства» Эдвард Окшотт разделил свои мечи на две группы. Первая группа состояла из «мечей с плоскими легкими клинками, предназначенными в основном для рубящих ударов, и для противодействия кольчуге». Вторая группа состояла из «мечей с более жесткими клинками, рассчитанными в основном на колющие удары, часто с усиленным очень острым острием, разработанным для противодействия латным доспехам, распространившимся после 1350 гг». Тип XIV является последним типом в первой группе. Окшотт описывает этот тип следующим образом:
... короткий, широкий клинок с острым острием, сильно сужающийся от рукояти, плоский в сечении (острие клинка иногда имело небольшое ребро жесткости). Дол шел на половину, или чуть больше, длины клинка. Дол мог быть одним (широкий), так и несколько (более узких). Рукоять в основном короткая (в среднем 9.5 см), у некоторых экземпляров достигала 12 см длины. Хвостовик толстый с параллельными сторонами, часто с долом, доходящим до его середины. Навершие всегда формы «колесо», иногда очень широкое и тонкое. Гарда в основном довольно длинная и изогнутая (очень редко прямая)
Большинство типов в Группе 1 сохранило форму клинка, унаследованную от их предков – мечей викингов: немного сужающиеся по ширине, широкие и плоские, относительно тонкие клинки для максимальной рубящей способности. Тип XII и Тип XIV, отличаясь от данных типов, однако, являются самыми ранними типами, с острием, пригодным для применения в бою. Они сохраняют широкие клинки, необходимые для сильного рубящего удара, но вместе с этим клинки сужаются по ширине от гарды до острия. Эти мечи вероятно есть ранняя попытка получить возможность колющего удара, не жертвуя рубящими возможностями. Из всех типов в Группе 1 Окшотта (Тип X, Тип XI, Тип XII, Тип XIII, Тип XIV), у мечей Типа XIV есть острия, наиболее подходящие для колющего удара.
Эти мечи обладали большой популярностью между 1270 и 1340г г, и хотя они широко представлены в художественных работах того периода и на скульптурных памятниках, сохранившиеся экземпляры данного типа довольно редки. По оценке Окшотта приблизительно 80% английских изображений с рыцарской тематикой периода 1290-1330 гг. иллюстрируют мечи Типа XIV. Возможно, популярность мечей данного типа связана с улучшающимися доспехами, с которыми приходилось сталкиваться этим мечам.
Стандартным верхним доспехом воина была кольчуга на протяжении многих лет. В середине тринадцатого столетия доспехи стали совершенствоваться. Под благородным сюрко добавлялись дополнительные элементы защиты, иногда в виде элементов одежды из кожи, иногда в виде стеганых гамбезонов, иногда в виде стальных пластин. Начали появляться ранние формы «латных курток» (coat of plates) (куртка из ткани, с пришитыми или приклепанными маленькими металлическими пластинами). Другие уязвимые места начали закрываться подобными дополнениями, обычно в форме вогнутых пластин стали или железа, привязанных к кольчуге: налокотники для локтей, наколенники для коленей, и поножи для голеней. Старые рубящие мечи начали терять свою эффективность против таких доспехов, показывая необходимость в мечах, способных к колющим ударам, таким, как Тип XIV.
Исторические экземпляры
XIV.1 Музей Метрополитан, Нью-Йорк
Возможно, самый известный экземпляр меча Типа XIV, размещен в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Этот экземпляр находится в превосходном состоянии и является первым мечом, который упоминается Окшоттом в «Записях Средневекового Меча» для иллюстрации типа. Инкрустация в доле широкого клинка подобна другим сохранившимся мечам (особенно мечу Санчо IV Кастилии), что позволяет датировать данный меч второй половиной 13 века. Острие клинка имеет алмазовидное сечение, которое несколько нехарактерно для этого типа. Бронзовое навершие содержит латинскую надпись на серебряной кайме «Sunt etiam sua praecuna laudi», что переводится как «Это так же вестник его славы ». Гарда, согласно информации музея, медная, покрытая серебряной проволокой. Такая техника исполнения была распространена в Эпоху Викингов.
XIV.2 Королевская оружейная, Лидс
Этот меч, найденный в торфянике в Северной Италии, находится в хорошем состоянии. Широкий клинок и массивные пропорции производят впечатление, что это тяжелое и громоздкое оружие, но на самом деле данный меч является легким и подвижным. Дол довольно длинный для мечей данного типа. На клинке имеется маркировка «TOTOTOTO», надпись, часто находимая на кольцах 13-14 веков, означающая лояльность и преданность.
XIV.3 Национальный музей, Копенгаген
Этот меч находится в насколько хорошем состоянии, что может быть принят за подделку. Был приобретен известным коллекционером и знатоком, Э.А. Кристенсеном, который проверил его подлинность. Меч довольно крупный, длина клинка 84 см, на клинке есть два двойных дола.
XIV.4 «Moonbrand», коллекция Окшотта
Этот меч был особенным для Эдварда Оукшотта и был самой «лелеянной» частью его коллекции. Он часто встречается в его руках на фотографиях, и даже был с ним во время его лекционных поездок. Эфес меча сделан из железа, покрытого серебром, и в отличие от многих найденных в реках мечей, этот меч сохранил свою оригинальную рукоять из дерева, покрытого кожей. Красная кожа за несколько веков потемнела и стала черной. У широкого клинка есть четыре дола, идущие на половину длины клинка. Окшотт описывает клинок, как «очень тонкий в середине, но все еще гибкий и все еще очень острый»
Мечи типа XIV в искусстве
Как отмечено выше, эти мечи могут быть встречены на многих военных изображениях того периода, особенно на изображении графа Робера д'Артуа. Описания этого меча могут также быть замечены в Библии Мациевского и в многочисленных рукописях того периода. На могиле Эдмунда Ланкастера в Вестминстерском аббатстве изображены несколько рыцарей, имеющих мечи Типа XIV.
Окшотт отмечал:
Одно превосходное изображение находится в Хоре Augel Собора Линкольна (датируемое 1280 гг), другое, которое показывает эфес короткого клинка в ножнах, находится в мраморной группе над дверью в Соборе в Лукке Николы Пизано (Депонирование от Креста), 1258-1278 гг. Это особенно интересно, так как это идентично по форме и пропорциям с мечом, найденным в Швейцарии, хранящимся теперь в Швейцарском Национальном Музее в Цюрихе. Другой хорошо идентифицируемый пример находится на изображении в Аббатстве Св. Дениса графа Роберта Артуа, который умер в 1317 г. Фактически, есть множество изображений этих мечей на памятниках, датирующихся между 1310 и 1330 гг в Эльзасе и Рейне - на всех изображениях Langraves Гессе в церкви Св. Элизабет в Марбурге есть мечи данного типа, так что бессмысленно перечислять их всех. Почти на всех английских изображениях этого периода также представлены эти мечи, хотя во всех случаях нужно воспринимать эти изображения с осторожностью – все этим мечи находятся в ножнах, и т.к. есть много мечей типов XV и XVI, имеющих такие же эфесы, но различные формы клинков
Заключение
Этот важный переходный класс связывает старые, ориентированные на рубящие удары мечи - потомки мечей викингов, с последующими классами колющих мечей. Хотя в конечном итоге этот тип стал устаревшим, уступив место мечам с лучшей колющей способностью и более эффективным балансом между рубящими и колющими возможностями, Тип XIV остается важным классом для коллекционеров, исследователей, и практиков.