Термин «копис» (от древнегреческого слова, обозначающего «рубить, бить») (есть альтернативная версия происхождения от древнеегипетского термина «khopesh» для обозначения рубяще-режущего меча) в Древней Греции обозначал тяжелый нож с клинком, искривленным вперед, в основном использовавшемся для разделки мяса, забоя животных, либо для принесения их в жертву, или же обозначал меч с схожей формой, с односторонней заточкой, рассчитанный на рубяще-колющие удары.
Конструкция кописа
Копис был одноручным мечом, ранние его экземпляры имели клинок длиной до 65 см, что делало его по размерах схожим со спатой, более поздние македонские экземпляры были короче и имели клинки около 48 см. Копис имел однолезвийный клинок, вытянутый в сторону острия, с клинком, узким около эфеса и расширяющимся около острия. Такая форма, часто называемая «с обратным изгибом», распределяла вес клинка таким образом, что копис мог наносить рубящие удары с импульсом топора, при этом имея достаточную длину для нанесения колющего удара. Некоторые ученые заявляли об этрусском происхождении кописа, ввиду того что подобные мечи появились уже в 7 веке до н.э. в Этрурии.
Копис часто сравнивают с современной ему иберийской фалькатой и более поздним и коротким непальским кукри. Разница между кописом и махайрой (другой греческий термин, обозначающий «короткий меч»,«кинжал») не полностью понятна из древних текстов, но современные специалисты склоняются к классификации эти видов однолезвийных рубящих мечей по наличию искривления клинка вперед – мечи с таким искривленным клинком являются кописами, мечи без такого искривления – махайрами.
История кописа
Древние греки часто использовали однолезвийные мечи в сражениях, как это видно в древнегреческих произведениях искусства и литературы, однако, по всей видимости, они все-таки предпочитали обоюдоострые прямые мечи и более универсальные в бою ксифосы. Греческие гоплиты предпочитали прямые мечи в качестве оружия пехоты, но искривленные вперед клинки кописов делали их особенно подходящими для конных воинов против пехоты. Ксенофонт рекомендовал использовать однолезвийный копис (который он не отличал от махайры) для кавалерии в «Искусстве всадника» 12:11 – «я рекомендую копис вместо ксифоса, поскольку с высоты спины лошади рубящий удар махайры послужит тебе лучше, чем колющий удар ксифоса». Точная формулировка описания Ксенофонта предполагает возможность того, что копис был специфическим типом меча в рамках более общего класса мечей махайра, обозначающих любые однолезвийные рубящие мечи.
Древнегреческие изобразительные источники показывают персидских солдат, вооруженных кописами или топорами, а не персидскими акинаками с прямыми клинками.
Предполагается, что ятаган, используемый на Балканах и Анатолии во время Оттоманского периода, был прямым потомком кописа.